Зачем они убили Моцарта?

Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007
МХТ им. Чехова выпустил на Малой сцене новый спектакль по пьесе Дмитрия Минченка «Концерт обреченных». В ней повествуется о том, как вдова Вольфганга Амадея Моцарта и жена Антонио Сальери на пару установили истинную причину загадочной смерти великого композитора. Исторический детектив, иными словами. Только его МХТ и не хватало.

О. П. Табаков в свое время правильно смекнул, что стилевое единообразие или верность традициям окажутся для вверенного ему театра губительными. Традиции уже давно разрушены, для обеспечения творческого единообразия потребен режиссер-лидер. Пришло время делать ставку на многообразие. Табаков сделал. Он позвал к себе режиссеров маститых и молодых, наводнил афишу именами современных авторов разной степени известности и даровитости. Для того чтобы поймать золотую рыбку, надо забросить невод. А в него может попасться столько гадов морских. ..

Спектакль «Концерт обреченных» можно счесть очередным результатом забрасывания невода. Что выплыло, то выплыло. В неводе, однако, попадается порой помимо мелких гадов еще и тина, и морская трава, и всякая прочая заведомо несъедобная муть. И ее-то уж точно можно отбрасывать сразу же. Не подвергая сценической обработке.

Взять хотя бы пьесу «Концерт обреченных» журналиста и прозаика Дмитрия Минченка. Для чтения на отдыхе, в поезде или в больнице это леденящее душу произведение еще туда-сюда. Для театра оно при ближайшем рассмотрении решительно непригодно. Сюжет означенной пьесы таков. Как-то раз в гости к вдове Моцарта Констанце как снег на голову сваливается жена Сальери Тереза и буквально с порога предлагает порассуждать о причинах смерти величайшего композитора. Веселая вдова тут же включается в игру, и две дамы подобно двум следователям начинают увлеченно распутывать дела давно минувших дней. Ими выдвигаются и отметаются самые разнообразные версии. Символика чисел, масонские тайны, зависть друзей и ненависть недругов — все идет в ход. Дамы сами не устают поражаться обилию мелких и крупных исторических сенсаций, которые выпали на их долю в течение одного вечера в пределах одной квартиры. О-о-о, это та еще квартира! Там в люстре тайник, а в тайнике неизвестное сочинение Моцарта «Концерт обреченных», само исполнение которого (уже не помню, почему) сулит слушающим смерть. Но самое удивительное во всей этой удивительной истории даже не люстра, а то, что жена Сальери с самого начала знает правильный ответ на поставленный ею же самой вопрос. То есть самым сложным из всех возможных способов она пытается решить задачу, решение которой давно лежит у нее в кармане. Короче. Она же сама и убила. Случайно. Собиралась убить себя из-за неразделенной любви к Моцарту. Пришла к нему, подсыпала яд в бокал, но тут роковая случайность, и - шерше ля фам! — Вольфганг Амадей умер, а она живехонька.

Исторические претензии к подобному сочинению мы отметем с порога. В конце концов, «Концерт обреченных» строится по образцу многих других пьес, повествующих о мифических встречах известных людей. Одно из произведений такого сорта о Бахе и Генделе (оно так и называлось «Возможная встреча») шло в МХТ много лет назад, и играли в пьесе ни много ни мало Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов. Другая пьеса интеллектуала Майкла Фрейна «Копенгаген» о встрече Нильса Бора и Вернера Гейзенберга идет в МХТ сейчас. И играют в ней Олег Табаков и Борис Плотников. Сочинение Дмитрия Минченка, однако, кое-что отличает от этих пьес. Дело и в том, что играть известных миру гениев — это одно, а малоизвестных жен гениев — совсем другое. В первом случае несомненный интерес для артиста представляет сама личность портретируемого. Объем личности дает простор воображению. А какой он был этот Бах? Или Бор? А в самом деле какой? Жена, любовница, племянник и двоюродный дядя Баха представляют для артиста несколько меньший интерес. Тут объем личности задается не историей, но самим драматургом. Или не задается.

Героини пьесы Минченка — это, например, вообще не личности, а функции, необходимые для того, чтобы поведать миру о сомнительных результатах его архивных изысканий. За вычетом характеров и сложных философских подтекстов в сочинении журналиста и прозаика остается лишь весьма нелепо сплетенная детективная канва, по которой вышивают опытный режиссер Юрий Еремин и отличные актрисы Евдокия Германова (Констанца Моцарт) и Ольга Барнет (Тереза Сальери). Зачем вышивают, ума не приложу. Особенно Ольга Барнет. У нее в МХТ много хороших, хорошо сыгранных и очень хорошо сыгранных ролей. И зачем ей еще одна роль, в которой нечего играть? Для коллекции? Зачем Еремину пьеса, лишенная характеров и логики? Неужели для того, чтобы снабдить героинь двумя оркестрами, исполняющими музыку соответствующих композиторов — истинный венец режиссерской мысли. Зачем МХТ спектакль, не дающий ничего ни уму, ни сердцу, ни кассе (чай, не хит), вызывающий не раздражение даже, а скорбное сочувствие?

Есть время забрасывать невод, а есть время его чистить. Хотя бы от тины. А то золотая рыбка может уже никогда в него не попасться.

2007
Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007
В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007
Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007
Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007
Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007
7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007
Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007
Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007
«Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007
Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007
Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007
Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007
Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007
Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007
Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007
«Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007
Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007
Где-то сценарий нашел режиссер…, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007
Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007
На горе сосна растет…, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007
Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007
Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007
Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007
В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007
Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007
Следствие закончено — забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007
Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007
Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007