Лев Эренбург: «А мне Горький нравится»

Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
В МХТ имени Чехова выходит «Васса Железнова». Пьесу Максима Горького, никогда не шедшую в театре, несколько десятилетий подряд носившем его имя, поставил создатель питерского Небольшого драматического театра Лев Эренбург. Зачем он это сделал, выясняла Алла Шендерова.

Ученик Георгия Товстоногова, лауреат высшей национальной театральной премии «Золотая маска» Лев Эренбург несколько раз кардинально менял род занятий. В 1977 году, еще до режиссерского факультета ЛГИТМиКа, он окончил филологический факультет Томского университета. А после, уже став актером и режиссером, получил диплом врача и много лет сочетал режиссуру с работой на скорой стоматологической помощи. В 1999-м на базе курса, который он учил в ЛГИТМиКе, создал Небольшой драматический театр. В 2006-м спектакль НДТ «На дне» номинировался на «Золотую маску», а в 2008-м спектакль «Гроза», поставленный Эренбургом в Магнитогорском театре драмы, получил «Маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы». Как филолог Лев Эренбург позволяет себе весьма вольно обращаться с авторским текстом (хотя всегда верен духу автора), а как врач слишком внимателен к физиологии своих персонажей, в чем его упрекают его противники. В МХТ имени Чехова он работает впервые.

История постановок «Вассы Железновой» небогата. Можно вспомнить фильм Глеба Панфилова и спектакль Анатолия Васильева, причем Васильев ставил первый, дореволюционный вариант пьесы. «Васса» — это ваш выбор?

Да, это одна из пьес, которые мне действительно интересны. Многие пренебрегают Горьким, а мне он нравится. Когда-то он был незаслуженно возвышен как личность и как художник. А потом все переменилось, хорошим тоном стало его унижать. Но мне кажется, что в пьесах Горького при всех огрехах стиля и языка очень много заложено на уровне содержания. На уровне чувств и чувственности. Заметьте: у Горького всегда всем есть что играть. Кроме того, меня всегда привлекал контрапункт личности Горького (это же, по-моему, было свойственно и Льву Толстому): с одной стороны, несгибаемое целомудрие, с другой — невероятная чувственность. В его пьесах мало говорится о любви, но за этим открывается такая бездна! Могу вам сказать, что ставлю второй вариант «Вассы», написанный уже в 1930-х годах. Согласен, что первый был живее, правдивее, но драматургически второй вариант сочнее: пьеса начинается с убийства и кончается смертью главной героини. А с деревянностью некоторых персонажей, думаю, нам удалось справиться.

Можно спросить, как вам работается в МХТ?

Сложно работается. А как может работаться режиссеру, который всю жизнь провел в андерграунде, в обстановке студии и вдруг попал в условия театральной фабрики со всеми ее плюсами и минусами? Но надо отдать должное актерам, они тут хорошие. 

По-вашему, режиссура и медицина — это сходные виды деятельности?

Очень разные. Думаю, что медицина и та практика, которая была у меня 12 лет подряд, не давали мне слишком сильно оторваться от почвы. Когда каждый день видишь человеческие страдания и понимаешь, что практически бессилен — ведь вылечить можно очень немногое,- начинаешь иначе смотреть на жизнь, на смерть, на деторождение. Да в конце концов, на того же Горького.
Вот вы говорите, что Горького сперва незаслуженно возвеличили, а потом незаслуженно растоптали. Не сам ли он в этом виноват?

Об этом можно спорить. Но ведь хороших и плохих людей не бывает — есть обстоятельства, в которых мы ведем себя по-разному. Бывают, однако, обстоятельства, когда, как в шахматах, нет ходов: так нельзя и по-другому тоже нельзя — на этом строятся все трагические коллизии. И тут я бы процитировал моего учителя Товстоногова, который говорил: сюжеты мировой литературы всегда аморальны. Поэтому когда я в очередной раз слышу ханжескую фразу: «На сцене такое показывать нельзя!» — меня это страшно бесит. На сцене можно показывать все, если есть во имя чего. Единственное, что невозможно на сцене,- тут я опять цитирую Георгия Александровича (Товстоногова.- «Власть») — это половой акт. Я несколько раз пробовал это реализовать, не получается — не возникает момента художественности. В кино можно: сняли крупным планом начало, а дальше берут еще более крупным планом руку, которая колупает стенку, и я понимаю, что одному из партнеров все равно. А в театре на что я буду смотреть — на сумму беспорядочных бессмысленных движений?.. Все остальное на сцене — можно.

Вас часто упрекают в излишнем натурализме.

«Натурализм» — слово неплохое. Вспомним Станиславского: если искомое — жизнь человеческого духа, то ее, на мой взгляд, можно передать на сцене только через жизнь человеческого тела, через физические и физиологические проявления. И чем все это будет подробнее, тем и жизнь духа будет содержательнее.

В «Вассе» натурализма много?

Меньше, чем у меня обычно, в силу обстоятельств места. И потом, правду говорят, что в силу возраста становишься целомудреннее.

В вашем «На дне» обитатели ночлежки, казалось, пришли на сцену прямо с сегодняшних улиц, вернее, из соседней подворотни. «Васса», по-вашему, сюжет столь же актуальный?

Мы, конечно, имеем в виду десятые годы прошлого века, но хотим, чтобы пьеса звучала современно. Музыку к спектаклю написал Владимир Панков, у него получился такой нижегородский вальсок с неожиданными вкраплениями мистериальности. Весь революционный пафос пьесы мне хотелось свести до минимума, хотя убрать его совсем нельзя. Но когда мы говорим про Рашель, мне кажется, на первый план должно выйти противоречие: революционерка борется в Рашель с заботливой еврейской мамой. Это очень важный контрапункт образа: она хочет вернуть своего ребенка, спасти, отнять у Вассы. Васса же, которую играет Марина Голуб, конечно, фигура трагическая. Она ответственна за дело, за дочерей, за внука, за брата Прохора, который у Горького написан старым гнусом, а у нас он молодой и ущербный. Если грубо, то «Васса» — это история душевного самоуничтожения целого семейства, в котором каждый самоуничтожается по-своему.

Считается, что у московской и питерской публики очень разные вкусы. Как по-вашему?

Питерская публика более консервативна. Это и хорошо, и плохо: если тебя однажды полюбили и приняли, тебя любят и принимают, даже если ты потом плохо работаешь. А Москва очень быстро, по-живому откликается. И так же быстро забывает.

Что сейчас происходит в вашем Небольшом драматическом? На какие деньги существует театр?

Мои артисты самостоятельно разминают «Трех сестер», после премьеры «Вассы» поеду к ним. С тех пор как я получил «Маску», наш театр сделали государственным, мы даже стали объектом некоторой гордости города. Нам выделили помещение, но его придется ждать — это связано с большой бюрократической волокитой: здание должно перейти из одной собственности в другую. Пока репетируем в здании Театра имени Ленсовета. Знаете, откровенно говоря, я считаю, что спектакль «На дне» заслуживал «Маску» ничуть не меньше, чем «Гроза». Помню, когда я ее не получил, позвонил своему старшему брату Симе, он говорит: «Да получишь еще!» А я ему: «Когда? Когда я ее уже буду плохо видеть?!» Через два года, все-таки получив премию, я поблагодарил высокое жюри за то, что оно вручает мне «Маску» в то время, когда она еще может принести мне радость. Теперь вот все время думаю: не случилось бы мне подъехать к зданию своего театра в инвалидной коляске. Впрочем, тоже не худший вариант.
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010