15 вопросов для Артёма Быстрова

Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
- Артем, как сформировалось ваше решение стать актером?

 — Это целая цепь событий. Я из Нижнего Новгорода, и моя семья как-то раз переехала из седьмого микрорайона в Канавинский район, на Московское шоссе. Это всё окраинные пролетарские районы, и чтобы я не пошел в школу, где обитали «хулиганы, наркоманы, драчуны», родители с огромными трудностями отдали меня в школу «с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Там были театральный, музыкальный и танцевальный классы. Я попал в театральный, хотя никогда до этого не сталкивался с театром вообще. Я занимался каратэ — папа всегда говорил, что мужик должен постоять за себя. Уже в шестом классе я сыграл на сцене и мне дали грамоту за роль Спальника в русской сказке. И я смирился. С девятого класса учителя меня убеждали в том, что мне надо поступать на артиста. Правда, в одиннадцатом классе меня смутил учитель по ОБЖ идеей о том, что настоящий мужик должен идти в военные. Я испугал этой затеей родителей, и мы уже строили планы, куда ехать: в Рязань или в Тихоокеанский институт «морских котиков». В общем, меня все время «пошатывало». Но когда я получил диплом, я как-то быстро понял, что никуда, кроме как в театральный, я поступить уже не смогу. И тут же поступил. Первый год я не вообще не понимал, где нахожусь. И в конце первого курса — магический щелчок. Я понял, что я на месте.

 — Мечты о военном институте, занятия каратэ — это помогает вам сегодня?

 — Абсолютно. Это графика. Чувство формы. На уровне тела, прежде всего. Если этой дисциплины нет, то всё — конец, болезнь, все развинчивается, размагничивается. Вот встал ты не так с утра, не так поднялся — и конец, день насмарку. Дисциплина, экономия средств, распределение себя — это отсюда.

 — Со спектакля «Прокляты и убиты» Виктора Рыжакова можно говорить о серьезном присутствии голоса вашего поколения, вашей группы молодых артистов в Художественном театре. Вы не могли бы сформулировать, что это поколение отличает от других?

 — Борьба. Борьба за себя каждый день. Театр, он иногда приучает работать в одном и том же русле. И чем старше становишься, тем меньшего хочется, тем меньшее себе позволяешь. «Ну зачем я пойду, зачем рваться, зачем заморачиваться?» А вот у нас борьба с собой каждодневная. Есть попытка сохранить себя в тонусе, в поиске нового пути. Не останавливаться, всегда в движении. Вот как Цой на бой выходил каждый день.

 — Какие у вас были в последнее время художественные потрясения?

 — Музей Ван Гога в Амстердаме. История человека, который доказал, что все на свете возможно, если ты этого хочешь. Прожил тридцать семь лет. Только в тридцать взялся за кисточку. Кто-то говорит, что надо учиться искусству всю жизнь. Да, конечно, это правда. Но в порядке вещей должен быть какой-то иррационализм. И Ван Гог, он такой. Можно учиться всю жизнь, а можно и так. Можно и не загибать себя в рамки условностей, в рамки того, что общепринято.

 — Какая самая необычная зрительская реакция в вашей карьере?

 — Поклоны после «Вертера» (спектакль Василия Бархатова по пьесе Пленцдорфа). Самые странные поклоны в моей жизни. Зритель разбивался на группки, ровно на три части. Одна часть быстро уходила за куртками (как правило, они кучковались справа). По центру сидели люди, которым было неудобно уйти и они хлопали, потому что надо в этот момент хлопать. И слева стоя аплодировала третья группа — с криками «браво!» и восторгами. Вот это и есть театр.

 — Актер — профессия исполнительская или авторская?

 — Всё вместе. Только исполняя четкую партитуру, можно найти зону для импровизации. 

 — А если режиссер всё застраивает?

 — Так это же прекрасно! Значит, точно пойдешь и сыграешь, хоть ночью разбуди! Но режиссер может застроить все что угодно, кроме тебя самого, не может застроить мою личность. Другой вопрос, есть ли личность. Артист — классная профессия, профессия рассказчика. Я что-то читаю, мне нравится, и у меня есть навык это зрителю пересказать.

 — Какими советами учителей вы особенно дорожите?

 — Я часто вспоминаю Риву Яковлевну Левите, легендарного нижегородского педагога. Она как-то объясняла девочке, как надо играть: «Молодая, здоровая… Рухнула и разрыдалась!» Нетеатральному человеку не очень понятно, в чем тут суть, но человек театра легко увидит драматизм фразы, в которой — реальная помощь актерскому организму. Это универсальное объяснение сути актерской профессии. 

 — Есть ли у вас личное объяснение, почему ваша совместная работа «19.14. Кабаре» получила такой зрительский успех?

 — Сложно объяснить, как работает актерская кухня. Некоторые вещи лучше не обозначать словами. Как говорил Юрий Николаевич Бутусов: «Вот вы все назовете, и чего? Только это и будете на сцене делать». Скорее всего, вскрылся общий абсурд происходящего вокруг, за стенами театра, абсурд, который мы все чувствуем. Мы нашли способ как-то иначе высказать то, о чем смешно и нелепо кричать, но что в нас сидит. 

 — Что появилось в «19.14» раньше: идеи или форма?

 — Если занимаешься идеологией, подгоняешь форму под идеи, получается какой-то швах в финале. Нас интересовали тема и наши актерские силы, а мысли и идеи проявились потому, что они в нас и так живут.

 — Вы сегодня переживаете успех фильм Юрия Быкова «Дурак». Ваша работа получает награды. Что было самым запоминающимся на съемках?

 — Фильм снимали в Туле, и тульчане, нас окружавшие, были потрясающие. Была женщина, которая работала в трамвайном депо. Очень горевала, что ее не позвали на съемки — говорит, живу одна, мужа нет, телевизор не смотрю. И в этом ее монологе было такое одиночество, о котором мы, наверное, и снимали фильм. Был человек-талисман в общежитии, которое стало центральным образом в «Дураке». Если он не приходил на работу, запивал, то у нас съемки не получались в этот день. Пока снимали кино, мы наслушались, насмотрелись жизни. После этих разговоров понимаешь, что любая самая драматическая ситуация в кино — это только облегченная версия жизни.

 — Фильм «Дурак» вызывает сегодня дискуссии о сущности патриотизма. По-вашему, в чем он: в критике действительности или в ее обожании?

 — Критиковать можно и нужно. Но права на критику есть у того, кто что-то делает. Такое у меня стойкое убеждение. Предположим, мне не нравится, как играет какой-то артист. Бессмысленно ему об этом мне говорить. Я могу только взять и сыграть лучше. То есть критика всегда работает на будущее, для прогресса, для улучшения. Критика с предложением.

 — Может ли искусство поменять жизнь?

 — В корне поменять ее невозможно все же. Искусство может только подтолкнуть. Мы не можем человека поменять, мы можем сказать: «Эй, старик, смотри, так будет лучше. Попробуй». Жалко, что в театр, правда, ходит 2-3 % населения. Иногда кажется, что надо открыть филиал МХТ для рабочих, для окраин. Или делать вербатим про реальных людей. Не ценители искусства играют для ценителей искусства, как это обычно бывает, а вот приехать в наш Канавинский район и сыграть что-то им понятное.

 — Вы сейчас репетируете с Адольфом Шапиро новый спектакль. Могли бы вы проанонсировать «Мефисто»?

 — Я всегда говорю про все наши новые работы одну фразу: «Это бомба будет!»

 — Есть выражение, «Театр — лучший из миров». Есть ли в вашей жизни другие миры?

 — Дом. Семья. Друзья. Жизнь как таковая. Футбол. В парке погулять. Природу посмотреть, домишки какие-то увидеть интересные.
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010