9 вопросов для Светланы Ивановой-Сергеевой

Пресс-служба МХТ, 1.03.2016
- Какое событие в жизни привело вас к тому, что актерское искусство стало неизбежностью?

 — В Иркутске был любительский театр. От школы я принимала участие в конкурсе чтецов. Ко мне подошел взрослый человек и пригласил играть Джульетту в его новом спектакле. Мне было тринадцать лет — столько же, сколько и Джульетте. Я стала спектакли смотреть, так затянуло, что я поняла: все, другого пути быть не может. В пятнадцать лет я поступила в театральное училище, а до этого очень активно играла в этом любительском театре. У меня просто крыша поехала на этой почве, боялась, что и в школе не доучусь.

- Есть ли что-то, о чем вы жалеете, уехав из Иркутска?

 — Не о чем жалеть. Закончив актерский факультет в Иркутске, мы с Иваном Вырыпаевым уехали на Камчатку. Уже там мы встретились с Виктором Рыжаковым, который возглавил театр. На Камчатке сформировалась наша творческая компания. Мы до сих пор все время в диалоге находимся. Я часто играю тексты Ивана Вырыпаева, которые ставит Виктор Рыжаков. Наша дружба – человеческая и творческая – она длится во времени и пространстве, совершенно не важно, где мы находимся. Тогда на Камчатке было сложно выживать. Виктору, наверное, тяжелее всех, он был худруком, а это большая ответственность. Хотя и у нас с Ваней был тогда ребенок маленький, а находились мы не в Москве, где всегда есть возможность как-то подзаработать. Но зато было много счастья от работы вместе. А потом мы с Иваном и однокурсниками вернулись в Иркутск, где делали свой театр. Иногда сильно не хватало информации, такого «воздуха», которым можно напитаться, интернета тогда еще не было, наша отчужденность чувствовалась, конечно. В Москве всегда есть у кого поучиться, а там ты варишься в своем соку, сам себя перерабатываешь.

- Какая самая сильная точка у вас была в актерской карьере?

 — Был этап, когда я действительно что-то поняла про профессию – это спектакль «Бытие № 2» по пьесе Ивана, которую ставил Виктор. Он стал рубежным. Мы все его вспоминаем с большой любовью. Я многое тогда поняла про профессию, про театр, про себя. Нужно же как-то себя почувствовать, понять, что ты хочешь. Нужно большое личное переживание для понимания профессии, оно у меня с этим спектаклем связано.

- О новом театре часто говорят как о театре внешне безэмоциональном, об актерской «ноль позиции». Нередко это становится и обвинением в сторону нового театра, что он якобы проходит мимо зрительской эмоции. Вы можете что-то ответить тем, кто так считает?

 — Мне-то как раз кажется, что это не так. Это один из путей общения со зрителем. Все направлено на то, чтобы эмоция родилась не в артисте, а в зрителе. Чтобы зритель начал переживать и чувствовать. Я общалась с одним человеком — он непосредственного отношения к театру не имеет, занимается авангардным искусством, продюсированием рок-музыкантов. Мнение таких людей всегда очень интересно. И вот он сходил в театр и очень возмущался: «Зачем, говорит, такая актерская чрезмерность? Зачем они стараются меня убедить в том, что они действительно сильно переживают и чувствуют. Ну, зачем это? Я сижу и ничего не чувствую». Я это хорошо понимаю и сама не люблю, когда мне показывают эмоцию в театре. Виктор Рыжаков, к счастью, в своей позиции очень укреплен. И я знаю, что могу на него положиться, даже если меня вдруг посещают какие-то сомнения.

- Случалось ли вам сталкиваться с непосредственной реакцией зрителя?

 — Когда мы играли «Бытие № 2» в Питере, одна женщина (сейчас мне кажется, что она все-таки была сумасшедшей) ввязалась в спор в первом же актерском диалоге, и очень грязно стала ругаться, крепко выражалась. Смысл был такой: мол, не надо тут тра-ля-ля, чего ты тут заливаешь. Мы, конечно, не понимали, как продолжать, там такая ткань у спектакля тонкая, могло все вообще разрушиться. И в итоге Иван Вырыпаев вынужден был сказать этой женщине, что пока она из зала не выйдет, мы продолжать не будем. Ее просто было не остановить. И еще однажды на фестивале моноспектаклей SOLO в ТЦ «На Страстном» я играла «Рыдания» Бизё, в котором есть нецензурная брань, а в зале было очень много пожилых людей – видимо, какие-то социальные группы. И после того, как я произнесла этот текст, люди стали подниматься, уходить да еще и вслед мне кричать что-то типа: «Да как такое вообще возможно в театре!»

- Артисту после такого сложно восстановиться?

 — Это, конечно, испытание. В артиста это в любом случае попадает. Даже вот сейчас я играю со взрослыми опытными актерами, у них серьезный профессиональный опыт, и все равно когда даже два человека в зале встают и уходят, артист не может этого не заметить, в них это тут же попадает. Возникает чувство вины, какие-то сомнения, что что-то идет не так. Хотя, конечно, с опытом приходит понимание, что нельзя на это ориентироваться как на оценку.

- С какими советами, заветами ваших педагогов вы постоянно соотноситесь в профессии?

 — У Вячеслава Всеволодовича Кокорина (наш педагог в Иркутске, гуру) была такая идея: театр как исследование, как процесс открытия чего-то в себе. Даже самый прекрасный результат без процесса открытия чего-то в себе будет тебя выхолащивать. Важен путь. Он приводил такую простую метафору: одно дело, когда учитель географии выходит и рассказывает вам про какие-то страны: здесь это, здесь это… И совсем другое ощущение, когда вы сами поехали в какое-то путешествие.

- Что такое быть актрисой современной темы, выразителем нового взгляда на вещи?

 — Так сложилось, что я действительно играю преимущественно современные тексты. Но это не является моей позицией или личным выбором. Театр не может быть несовременным. Даже если бы сейчас я играла классический текст, неважно, в каком бы я была платье, важнее то, на каком театральном языке говоришь, общаешься со зрителем, какой способ восприятия текста. Мы живые, современные, мы чувствуем сегодняшний день, не можем же мы взять и отодвинуть это, как будто мы уже не мы, мы на Луне и все происходящее не имеет к нам отношения. Это ведь не может быть так, даже если мы работаем с классикой.

- Какое самое экзотическое место, в котором вы побывали?

 — Я была в Индии один раз целый месяц, и мне очень хочется туда вернуться. Там принцип жизни другой совершенно. Для меня это было сильное переживание — как для человека города, а теперь уже и мегаполиса. В Индии человеку очень мало надо, там тепло, там есть океан и прекрасные фрукты. Ты идешь за фруктами и не просто их покупаешь, а общаешься: «Здравствуйте, как поживает ваша жена, как дети? Что нового?» Возникают чудесные связи. И это невероятное счастье, что бывают такие взаимоотношения. Сложно ведь представить, что в Москве в супермаркете ты задаешь продавцу такие вопросы. Многие люди, побывавшие в Индии, потом очень тоскуют по этому месту как по какой-то части себя – человеческой, по такому вот простому принципу жизни. Если бы мы были просветленными, мы бы пошли жить в горы или в лес. Но мы тут, в мегаполисе, и, значит, это нам сейчас нужно пережить. В Индии ты расслабляешься, уходят зажимы, ты всегда выглядишь хорошо, потому что есть воздух и солнце.
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010