ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера»

Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Павел Ващилин — выпускник курса Олега Ефремова Школы-студии МХАТ, актер труппы МХТ им. А. П. Чехова, очень талантливый и преданный своему делу человек. «Планета Красота» поговорила с Павлом о призвании, о работе с режиссерами Константином Богомоловым и Мариной Брусникиной, о различиях мира театра и мира кино, о спектаклях Лабораторий в МХТ и о многом другом.

Милла: Успех в актерской профессии зависит от многих факторов, и человек очень рискует, выбирая этот путь: далеко не каждому сопутствует удача. Что повлияло на выбор профессии?

Паша: С самого раннего детства я чувствовал, что больше всего мне нравится выступать, танцевать, играть и находится на сцене. Были и другие планы: в старших классах школы на семейном совете было решено подавать документы в МГУ на юридический факультет. Но перед этим я решил попробовать поступить на актерский: любовь к сцене пересиливала все остальное.

М. : Я знаю, что ваши родители – не актеры. Как они отнеслись к вашему выбору?

П. : Мама отнеслась с интересом, она хорошо представляла меня в актерской профессии; а вот папа… не могу сказать, чтобы был откровенно против, но он хотел для меня более нужную в жизни профессию – например, юриста, или экономиста. Когда я начал поступать, и успешно проходил туры практически во все вузы, то отец в шутку спрашивал: «Кому заплатить, чтобы тебя НЕ взяли?». В ответ на это я всегда шутил, мол, обычно папы ищут, кого бы попросить о том, чтобы их ребенок поступил, а у тебя все наоборот (смеется).

М. : Помните ли вы свой первый выход на сцену, когда это было?

П. : Могу сказать, что я стремился к сцене всю свою жизнь, начиная с самого младенчества. Родители рассказывают, что даже мои первые в жизни слова были связаны с музыкой. Как и у большинства семей начала 80-х годов, у нас дома было много музыкальных пластинок. По рассказам родителей, я, еще будучи младенцем, мог самостоятельно показать на пластинку, которую хотел послушать. Больше всех мне нравилась пластинка Аллы Пугачевой. Однажды, когда мне поставили ее песню «Также как все, как все, как все…», я начал подпевать: «Как се, как се, как се». Такими были мои первые в жизни слова. Когда я пошел в школу, я часто пародировал песни, выступления звезд эстрады. Родственникам и одноклассникам всегда было очень весело меня слушать. Помню, однажды летом мы гуляли с мамой в парке, и там для концерта приготовили сцену. Я выбежал на нее и тут же начал читать стихи у микрофона, даже не смотря на то, что в этот момент там кто-то выступал (смеется).

М. : Кто из актеров вдохновлял вас в пору вашего актерского становления, какие были кумиры?

П. : В школьном возрасте у меня все было очень переменчиво. Был даже такой период, когда моими кумирами были Жан-Клод Ван Дамм, Брюс Ли, Шварцнеггер– у школьников 90-х годов они были необычайно популярны. Вот их я и считал вершиной мужественности и эталоном актерской игры (смеется). А если серьезно, в более сознательном возрасте меня восхищал Олег Павлович Табаков, очень нравились его фильмы «Обломов», «Мэри Поппинс, до свидания!». Позже восхищался Евстигнеевым и Папановым, нравился Андрей Миронов – яркий, характерный. Назовем это «послевандамным периодом» (смеется).

М. : А сейчас?

П. : Думаю, те же и остаются. Кроме того, я часто восхищаюсь, поражаюсь и удивляюсь определенным проявлениям того или иного актера, режиссера, певца, танцовщика – именно в конкретный момент, когда смотришь спектакль. Достаточно много людей, которые сегодня мне очень интересны, у которых я хотел бы многому научиться.

М. : Я знаю, что в юности вы были кандидатом в мастера спорта по плаванию. Занимаетесь ли вы сейчас спортом в свободное время?

П. : Стараюсь плавать в бассейне, когда бывает время – занимаюсь пробежками. Актеру очень важно поддерживать себя в нужной форме, т.к. тело – главный инструмент в нашей профессии. 

М. : Если бы вы не стали актером, то - кем?

П. : Возможно, я стал бы артистом балета, если бы не ушел в детстве из балетного кружка на четвертый день занятий. Я очень хотел танцевать, но на первом занятии мы начали с самых азов и упражнений на растяжку. Я спросил у педагога, когда же мы будем танцевать, на что мне ответили, что еще нескоро. Меня такой ответ не устроил, и я ушел из кружка. Возможно, если бы мне кто-нибудь тогда объяснил, что это определенный путь, который необходимо пройти – как и в любом деле — от основ к настоящему мастерству, тогда, быть может, все сложилось бы иначе.
Сейчас я уже не могу представить себя вне актерской профессии, хотя у каждого человека бывают дни сомнений, когда он думает: «если не так, как сейчас – то, как бы?..». В любом случае, моя профессия была бы связана с творчеством и с движением.

М. : Давайте вернемся к нашему времени. На сегодняшний день, вы - артист театра МХТ им. А. П. Чехова. Как вы пришли в труппу?

П. : После окончания школы, я, как и многие абитуриенты актерских факультетов, поступал сразу во все вузы – на курс Баталова во ВГИК, к Левертову в ГИТИС, к Афонину и Соломину в училище им. М. С. Щепкина, на курс Ефремова в Школу-студию МХАТ. Везде получилось успешно пройти все этапы творческого конкурса, после чего я решил выбрать Школу-студию. А после выпуска из Школы я и несколько моих однокурсников получили приглашение в труппу МХТ от нашего мастера курса и художественного руководителя театра, Олега Николаевича Ефремова.

М. : Думаю, многим читателем будет интересно узнать, с чего у вас начинается работа над ролью?

П. : Работа над ролью всегда начинается с режиссера. Мы живем в эпоху режиссерского театра, и все начинается именно с его идеи, задумки.

М. : В репертуаре МХТ им. А. П. Чехова за несколько прошедших лет появились, а затем — приобрели огромный успех у зрителей спектакли Константина Богомолова. Три из них – «Идеальный муж. Комедия», «Событие» и недавняя премьера «Мушкетеры. Сага. Часть первая», в этих спектаклях вы принимаете участие. Как вам работается с этим режиссером?

П. : Мне очень комфортно. Я считаю, что это плодотворное, командное, можно сказать, семейное существование, с разными перипетиями, с удачами и неудачами, с хорошими и с трудными днями. Работать с Константином – это как попасть к хорошему лечащему врачу: ты доверяешь ему на все 100 процентов (улыбается). То есть, у тебя не возникает никаких сомнений. Это счастливое существование. 

М. : Значит, в связке «актер-режиссер» вы больше предпочитаете доверяться режиссеру, нежели предлагать что-то свое?

П:. Зависит от того, насколько хорошо режиссер знает, чего он хочет. Он должен четко понимать, что он делает и для чего. Бывает и так, что артистам приходится самим все сочинять. В таком случае, работа с режиссером происходит этюдным методом: актеры сами придумывают и предлагают этюды, затем режиссер их соединяет, накидывает сверху свою идею и получается спектакль, в большей части придуманный артистами, и как бы «заключенный в упаковку» идеи режиссера. Также, работа между актером и режиссером может выстраиваться в форме «вопрос-ответ»: тогда предложения режиссера получают встречные предложения от актера. Затем, методом обсуждений и проб, актер и режиссер приходят к согласию. 
Бывает еще и такой процесс работы, в котором режиссер точно знает, чего он хочет, и просит артиста выполнять только то, что ему нужно. Постепенно актер начинает хорошо понимать выстроенную режиссером «систему координат», может предлагать что-то свое, и в концепции режиссера это будет выглядеть органично.

М. : Когда вы сами понимаете, что роль удалась?

П. : Как говорит Олег Павлович Табаков: «Роль удалась, когда зритель голосует руками и ногами». Овации и теплый прием зала – главный показатель удавшейся роли.

М. : Переживаете ли вы, если желаемую роль вдруг отдают другому актеру?

П. : Вы знаете, бывает. Но потом часто оказывается, что эта роль и не стоила переживаний (смеется). Не всегда мы сами понимаем, что нам по-настоящему нужно, а что – надуманное, не наше. Иногда случается и наоборот: роль, которую ты вначале не хотел играть, оказывается намного интересней, многогранней и глубже, чем казалось на первый взгляд. Вот уже более 10 лет вы принимаете участие в поэтических вечерах, традицию которых в МХТ ввела Марина Брусникина.

М. : Скажите, актеры обычно сами выбирают литературу или авторов для чтения на вечерах?

П. : Мхатовские вечера – та зона, где актер может в большей степени проявить качества своего характера, поговорить о самом наболевшем. Очень сложно найти материал, который соответствовал бы твоему вкусу, тебе сегодняшнему, тому, о чем именно сегодня ты хотел бы рассказать людям. Каждый актер ищет себе материал сам, вне зависимости от связки «актер-режиссер» или какого-либо предложенного сценария. Бывает, случайно находишь подходящий материал и для кого-нибудь из коллег: учитывая то, что у нас на вечерах сложилась сплоченная команда, мы все хорошо друг друга знаем, понимаем, что может подойти тому или иному человеку.
Мы начали устраивать поэтические вечера, еще будучи студентами. В ту пору мы вместе искали стихи и авторов – в газетах, литературных сборниках, по совету друзей. Разумеется, с появлением Интернета поиск нужной литературы стал более легким. Вечера можно назвать актерской отдушиной, настоящей свободой в выборе материала.

М. : Если про режиссера Марину Брусникину. Спектакль «Пролетный гусь» в течение почти 15 лет очень популярен у зрителей: на него моментально раскупают все билеты в кассах. Некоторое время назад в репертуаре Новой сцены МХТ им. А. П. Чехова были и другие спектакли Марины Станиславовны: «Сонечка», «Река с быстрым течением», «Белое на черном»… Но сегодня остался только «Гусь». Что, на ваш взгляд, отличает «Пролетного гуся» от всех остальных спектаклей?

П. : «Пролетный гусь» — самый первый в МХТ спектакль Марины Брусникиной и нашей, тогда еще совершенно юной команды. Я и другие актеры, которые принимают в нем участие, тогда только выпустились из Школы-студии. Спектакль поставлен по очень хорошей литературе – по рассказам Виктора Астафьева, а в основе сюжета — вечные темы, которые во все времена остаются важными для каждого отдельного человека. Это наш любимый спектакль, и поэтому оченьсложно его анализировать.
Что касается снятых с репертуара спектаклей, причины бывают разные, но лично я думаю, что у каждого спектакля, как и у любого живого существа на земле, есть свой собственный срок жизни. Например, в спектакле «Сонечка» мы разыгрывали историю первой влюбленности, первых отношений, создания семьи и первых разочарований. Это выглядит органично в исполнении недавних студентов, но никак не в исполнении актеров, которым почти под 40(смеется). Нужна другая энергетика, так сказать, «молодежный кураж». Похожая история, зачастую,происходит со многими студенческими спектаклями, когда их продолжают играть во «взрослом театре». В «Пролетном гусе» жизненный опыт, наоборот, оказал положительное влияние на актерское существование. Как бы ни было жалко любой спектакль, в определенный момент нужно признать его нежизнеспособным, сохранив о нем самые нежные и теплые воспоминания. 
Не стоит забывать и о том, что МХТ им. А. П. Чехова – репертуарный театр, в год здесь выпускается как минимум по 5-6 премьер, и каждый новый спектакль вытесняет предыдущий, потому что даже имеющихся трех сцен театра чисто физически не хватит на все.

М. : Не будем о грустном. Расскажите, какое у вас самое любимое место в театре?

П. : Я очень люблю старое портретное фойе. Там замечательная атмосфера. Мне очень нравится приходить туда днем, в перерывах между репетициями, или когда я просто нахожусь в театре. В те вечера, когда на Основной сцене театра идут спектакли, фойе наполнено зрителями, но я люблю приходить туда в то время, когда там совершенно тихо и даже выключен свет. В это время пространство становится совсем другим, и ты будто бы оказываешься в некой чудесной стране, как в сказке «Алиса в Зазеркалье» (улыбается).

М. : Паша, вы производите впечатление очень позитивного, доброжелательного человека, у которого всегда все хорошо. Но, в то же время, я понимаю, что у вас, как и у любого человека, могут быть не всегда положительные эмоции. Как вам удается выводить себя перед спектаклем на правильную тональность?

П. : Как правило, перед спектаклем у меня очень хорошее настроение. На работу прихожу, как на праздник (улыбается).

М. : Развейте представления большинства людей о богемной актерской жизни. Вы соблюдаете эти каноны: встаете поздно, спать ложитесь тоже поздно?

П. : Ложусь спать я действительно очень поздно. Но во время работы в кино, съемки могут начинаться рано утром, бывает, что на площадке нужно быть уже часов в 8-9 утра. Иногда и в театре ставят утреннюю репетицию, причем, вечером предыдущего дня может быть спектакль, который кончается после полуночи. Так что, «покой нам только снится» (улыбается).

М. : Раз уж мы заговорили о съемках. На сегодняшний день вы плотнее заняты в театре, нежели в кино. В театре вам нравится работать больше?

П. : Вы знаете, это очень интересный вопрос. В пору моей профессиональной юности я был очень занят в театре. Тогда я мог выходить на сцену больше 30 раз в течение календарного месяца: бывало так, что я играл два дневных спектакля подряд – например, две «Ундины», и еще один спектакль вечером того же дня. Сниматься было просто некогда. Сейчас в театрах уже нет такого, чтобы один и тот же актер выходил на сцену в трех спектаклях в течение одного дня.
Позже график стал немного свободнее, я начал работать в кино и продолжаю сниматься. Но, мне действительно больше нравится работать в театре: на сцене все происходит «здесь и сейчас», и даже если у тебя была какая-то ошибка, ты сможешь ее исправить, сыграть в следующий раз по-другому. Сыграв роль в кино, ты, можно сказать – «плюнул в вечность». Я даже склоняюсь к мысли, что киноактер и театральный актер – это две разные профессии, два разных мира. Вместе с тем, каждый из этих миров по-своему прекрасен.

М. : Как вы совмещаете личную жизнь и профессию?

П. : Даже не знаю, где проходит граница между личной жизнью и профессией — у меня они очень тесно связаны. Так сказать, «все смешалось в доме Облонских» (улыбается).

М. : Очень много лет вы дружите с актрисой труппы МХТ Юлией Чебаковой. А вы помните, с чего начиналась ваша дружба?

П. : Мы познакомились с Юлей, когда поступали в ГИТИС на курс Левертова и оказались в одной десятке. После прослушивания Левертов попросил остаться нас двоих, и сказал, что хочет нас взять к себе на курс. Потом мы с Юлей пошли гулять, много разговаривали, в тот же вечер сходили на спектакль в Современник. После мы часто созванивались, а вскоре вместе поступили в Школу-студию, и с этого момента уже не расставались.

М. : Как вы считаете, что укрепляет дружбу?

П. : Я думаю, что любые взаимоотношения между людьми укрепляет чувство юмора. Еще главное в дружбе это – никогда не играть в одни ворота, все время быть во взаимосвязи.

М. : В сентябре этого года прошли гастроли «Идеального мужа» в Корее. Как вам корейская публика?

П. : Им очень понравился спектакль, они были в восторге. Спектакль шел на русском, с корейскими и английскими субтитрами. Зрители были очень внимательны и включены в происходящее на сцене.

М. : Что вам показалось новым и необычным в самой стране, что понравилось?

П. : Для меня восточные страны – это всегда необычно. Я больше европейский человек, Европа мне ближе и понятней. А корейцы – немного инопланетяне (улыбается). С другой стороны, я думаю, что и они нас воспринимают, как людей с другой планеты. Вместе с этим, восточные страны очень доброжелательны по отношению к иностранцам, там очень приятно находиться. Сложности бывают лишь с языком (не все говорят на английском) и с их кухней – когда просишь не острое блюдо, приносят самое-самое острое (смеется).

М. : Как проводите летний отпуск?

П. : Летом у меня обычно съемки. А если съемок нет, то чаще всего я езжу в Болгарию. Там также любят отдыхать Дмитрий и Марина Брусникины, Яна Колесниченко, Юля Чебакова. Мы дружно облюбовали этот уголок мира. Профессия и личная жизнь у нас связанны настолько, что нам всегда комфортно вместе — как работать, так и отдыхать (улыбается).

М. : В каком месте на земле вы бы хотели побывать?

П. : Я бы очень хотел побывать в Шотландии. В Великобритании я уже бывал несколько раз – в Лондоне, в Брайтоне. Но с самого детства, еще рассматривая картинки вересковых полей, старинных замков, зачитываясь легендами о средневековых рыцарях, я всегда мечтал о Шотландии. 

М. : Часто ли бываете на спектаклях в качестве зрителя?

П. : Да, я стараюсь всегда, когда есть возможность, посещать театральные фестивали, смотреть постановки в других театрах. Я считаю, что актер должен быть постоянно включен в процесс того, что происходит вокруг. Актер и зритель – участники одного и того же процесса, как, например, пешеход и водитель: оба участвуют в дорожном движении. Если говорить про недавние премьеры, мне очень понравился спектакль «Бунтари» Александра Молочникова (МХТ им. А. П. Чехова, Малая сцена — прим. ред.), хотя из драматических спектаклей я в этом сезоне пока что посмотрел не так много. В моем зрительском меню, в основном, были опера и балет.

М. : Где еще вы бы хотели поработать в будущем?

П. : Очень хотелось бы всегда работать в Московском Художественном театре (смеется). Честно говоря, я совершенно «домашний» актер, у меня никогда не было опыта «уходить на сторону» в театре.
Благодаря Олегу Павловичу Табакову и дирекции МХТ у нас есть уникальная возможность работать с режиссерами из разных стран и пробовать себя в их проектах внутри театра. (МХТ им. А. П. Чехова — единственный театр в России, который в рамках Лабораторий предлагает европейским режиссерам ставить в Москве спектакли по пьесам своей страны, но при участии актеров труппы. – прим. ред.). Поэтому, никогда не возникает ощущения, будто бы ты находишься в замкнутом пространстве.
Лаборатории были посвящены французскому театру, немецкому, финскому, испанскому. Мне очень понравилось работать с французским режиссером Марсьялем Ди Фонзо Бо, несколько лет назад он ставил спектакль «Башня Дефанс». Чуть позже в рамках Лаборатории немецкого театра был создан вербатим «Брат Эйхман», в нем я также принимал участие. Вместе с приглашенными режиссерами актеры получают возможность познакомиться с множеством культур мирового театра.

М. : Полтора года назад в одном интервью вы сказали, что хотели бы попробовать себя в качестве режиссера. Есть ли у вас какие-нибудь идеи на этот счет?

П. : Некоторые люди в моем окружении очень хотят, чтобы я попробовал себя на этом поприще. Конечно, у меня есть некоторые задумки на этот счет, но я считаю, что пока все это находится лишь в стадии созревания. Не стоит торопить события. Разумеется, не следует просто сидеть на одном месте, нужно всегда находиться в тонусе, в движении; но в творческой сфере есть такие вещи, которые важно сделать и не раньше положенного срока, и не «передержать в термосе». Всему свое время, и если что-то должно случиться — то оно случится.
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010