ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Место риска

Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018
Юрий Бутусов родился в городе Гатчине Ленинградской области. Окончил судостроительный техникум, а затем режиссерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Уже его дипломный спектакль — «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэла Беккета — получил две премии «Золотая маска». В тот же год режиссер был приглашен в Театр Ленсовета. В его послужном списке десятки постановок и России я за рубежом. Спектакли Бутусова — неординарное прочтение классики. Их отличает яркий визуальный ряд, метафоричность и свободное обращение с драматургией. В сентябре 2018 года Юрий Николаевич стал главным режиссером московского Театра имени Евгения Вахтангова.

Какие у вас ближайшие планы?
Вернулся из Южной Кореи, где ставил «Кукольный дом» Ибсена. Два месяца репетировали по восемь часов в день. 8 и 9 ноября в РАМТ приезжал из Петербурга мой «Гамлет», премьера Театра Ленсовета. 12 ноября в Театре Вахтангова – сатириконовская «Чайка». О дальнейшем пока умолчу.

Премьера в МХТ спектакля «Человек из рыбы» по пьесе Аси Волошиной — ваше первое обращение к современной драматургии?
Как ни странно, это так. Был в моей биографии Александр Вампилов, но его творчество уже стало классикой. Еще — пьеса братьев Пресняковых, но она перекликается с темой романа Льва Толстого «Воскресение».

Что вас привлекло в этом тексте?
Чувство, которое возникает при прочтении, при встрече с каким-то серьезным явлением, очень трудно определить и сформулировать. Когда начинаешь его вербализовать, оно становится плоским, банальным и не соответствует тому, что ты испытал. А еще, если слишком внятно проговоришь, найденное чувство вообще может от тебя уйти. Поэтому я предпочитаю не отвечать на такие вопросы. Просто сидишь и ждешь, когда к тебе придет пьеса. Мне кажется, не мы находим их, а они отыскивают нас. Читаешь и ждешь. У тебя есть о голове какой-то набор предпочтений, но это не значит, что ты прочел и сразу ахнул. Материал может лежать в тебе много лет. А потом в какой-то момент по стечению обстоятельств, в связи с изменившейся атмосферой времени и того, что происходит с тобой, в стране, в мире, текст вдруг выползает из недр подсознания. И ты должен понять и услышать, что настало время с этой пьесой поспорить.

Значит, важнейшее качество драматургии — актуальность?
Нет, для меня это не так, для меня важнее поэтический строй, эмоции, чем пропитана пьеса. Суть профессии режиссера, то, что отличает ее от всех остальных, — умение поймать момент необходимости возникновения этого произведения на сцене. Помимо всех остальных вещей — знания психологии, умения работать с актером, с композицией… Наверное, это то, что Товстоногов называл сверхзадачей. Если не говорить специальными терминами, то чувство, когда все слагаемые совпадают. Что касается «Человека из рыбы», это невероятной искренности и честности текст. Мощное гражданское высказывание драматурга. И еще, что особенно важно для меня, — пьеса пропитана сумасшедшим человеколюбием. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос.

Автор Ася Волошина много говорила о метафоричности своей истории. Вы сразу обнаружили поэзию в бытовом сюжете?
Огромное количество пьес не выходит за рамки бытописаний. А «Человек из рыбы» содержит серьезные обобщения, внятный этический посыл и невероятно острую театральную форму.

Действие пьесы происходит в питерской квартире. Не слишком ли велика для постановки сцена Московского Художественного театра?
Я люблю большие пространства. Они дают возможность больших обобщений, больших смыслов, в них сложно работать, и это меня привлекает. Когда начинал, сделал три постановки в камерном пространстве. Они были успешны, и после этого мне стала интереснее крупная форма. Что касается квартиры на Караванной, то это метафора, к обычной квартире она не имеет никакого отношения. 

А что вы не любите в театре больше всего?
Успокоенность и непонимание того, что театр, как и жизнь, должен развиваться и меняться. Это не музей, он тесно связан с сегодняшним днем. Я не люблю, когда мне со сцены не задают вопросов. Мне не нравится антрепризная пустота, когда актер думает: «Стоит только выйти на сцену, улыбнуться — и все будет в порядке». Неприятно, что на многих площадках утрачено человеческое и профессиональное достоинство и они превратились в развлекательные учреждения. Сейчас очень много агрессивного непонимания сути и желания навязать всему сообществу представление о театре как о предприятии обслуживания населения, нацеленного лишь на зарабатывание денег. А театр — важнейшее место, наравне со школой и больницей.

Как вы понимаете, что спектакль удался?
Успех связан с особым чувством, которое рождается в зале и в тебе, когда спектакль нас объединяет. Как только появляется что-то настоящее, все сразу это нутром чуют. И если все сделано честно и хорошо, если правильно заданы важные вопросы, люди откликнутся, придут.

За последними событиями в современном искусстве успеваете следить?
К сожалению, не успеваю смотреть все, что хотел бы. Люблю немецкий театр. Потрясение этого года — Тальхаймер с «Кавказским меловым кругом». Очень жалею, что убрали из берлинского «Фольксбюне» Франка Касторфа, который успешно управлял этим театром четверть века. В мире искусства жизнь кипит. Есть Водолазкин, Сорокин, Улицкая, Шаров. Это те авторы, которые мне интересны. Недавно удалось посмотреть «Аритмию» Хлебникова — фильм, прекрасный своей актуальностью. Я бы не смог такое сделать.

А себя считаете хорошим руководителем?
Извините за нескромность, да. Семь лет в Театре Ленсовета доказали это.

Значит, с вами легко договориться?
Конечно, я человек компромисса. Но у меня есть принципы, через которые не могу переступить. Если почувствую, что переговоры бессмысленны, просто уйду. Если я не нужен — до свидания. Время возможности компромисса имеет ограничение. Я устаю, и мне жалко времени. Хочу двигаться, учиться, воспринимать.

То есть идти ва-банк — не лучший выход?
Я могу рисковать только на сцене, там не боюсь ничего. А в жизни все наоборот, и общение с внешним миром для меня непросто и болезненно. Только театр — родное место, там я как рыба в воде. Мне интересно только одно дело в жизни. Когда-то очень увлекался футболом, но потом его вытеснила сцена. Иногда жалею: быть может, я что-то упускаю. Еще я большой путешественник, люблю ездить по разным странам.

Чаще выбираете новые места или проверенные?
Люблю возвращаться туда, где было хорошо, делать то, что уже делал, а потом мчаться куда-то по новому маршруту. Это никак не противоречит друг другу. В последнее время не остаюсь в России на Новый год, потому что родителей уже нет, а прежде мы вместе собирались у елки. Мама с папой ушли, и теперь стараюсь куда-то уехать. Побывал во многих странах, пытаясь вернуть ощущение праздника. И в этом мне часто помогает Аэрофлот. (Смеется.) Впечатления, которые я получаю от новой страны, и есть праздник. Никогда не стремлюсь к тому, чтобы Новый год был необычным, ненавижу фейерверки, шум и грохочущую музыку. Для меня самое важное — тишина, покой, хороший стол и узкий круг близких людей.

Какие страны открыли за последний год?
Африку, страну Габон. Это совершенно фантастическая история. Я до сих пор под огромным впечатлением. В самом центре континента, на экваторе, добраться туда очень сложно — сначала самолет, потом джипы, лодки. Я тяжело переношу жару и очень боялся, но все прошло легко. Было два местных проводника — Юра и Дима. Это их реальные имена, по паспорту! Юра — видимо, потому что Гагарин, а Дима сказал, что папа назвал его в честь какого-то русского футболиста. У меня есть предположение, что в честь Аленичева. Они могли видеть, как Дмитрий играет в испанской футбольной команде.

Чем еще запомнилась Африка?
Стадами слонов, которые выстраивают крепости вокруг своих малышей. И ужасом пейзажа, когда мы ехали по кромке океана, и был отлив. До воды — метров сто, и километров двадцать мы видели нескончаемую полосу пластмассовых бутылок, резины, даже компьютер там валялся. Вот что мы делаем с планетой. Я и так человек аккуратный, но после этого стараюсь, насколько возможно, заниматься разделением мусора. Иначе можно умереть от страха. Это Африка, и там ничего нет, кроме слонов и километров этой грязи. Видимо, течения все сносят туда. Еще открытием для меня стала Хорватия, просто чудо какое-то. И невероятное путешествие в Грузию, в Казбеги, где я по¬знакомился и подружился с удивительными людьми. Фантастическая страна! А в списке постоянных привязанностей — Финляндия, всегда стараюсь провести летний отпуск в этом покое, чистоте и аккуратности.

Кроме театра и путешествий, что-то увлекает?
Я обожаю велосипед, рыбалку, музыку, учусь готовить, люблю белое вино, книги.

Ваше кредо?
У Чехова в одной из пьес есть фраза: «Околеванца нет, и на том спасибо».

Статья опубликована в журнале «Аэрофлот» в ноябре 2018 г.
2018
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018
В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018
Место риска, Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018
Андрей Бурковский: «Однажды я захотел поменять все», Егор Арефьев, Сергей Ефимов, Teleprogramma.ru, 31.10.2018
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
МХАТ и МХТ отмечают юбилей, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.10.2018
Табаков наконец забронзовел, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.10.2018
Памятник Олегу Табакову установили в МХТ им. Чехова, видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 26.10.2018
В МХТ имени Чехова установили бюст Олега Табакова, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 26.10.2018
«Футуризм с родословной», Борис Любимов, ТАСС, 26.10.2018
В МХТ имени Чехова открыли памятник Олегу Табакову, видеосюжет телеканала «Москва 24», 26.10.2018
В МХТ им. Чехова открыли памятник Олегу Табакову, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2018
Синяя птица МХАТа, Александр Казанцев, Ревизор, 26.10.2018
Театр МХТ имени А. П. Чехова отмечает свой юбилей, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.10.2018
120 лет Московскому Художественному театру, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2018
Так закалялся хрусталь, Ирина Корнеева, Российская газета, 24.10.2018
МХТ начали ломать ради эпатажной премьеры, Феликс Грозданов, Дни.ру, 23.10.2018
Крымов: интересно там, где есть глубина, Владимир Барсегян, Sputnik Эстония, 20.10.2018
Жизнь и судьба Анны Карениной, Виктория Пешкова, Культура, 18.10.2018
Когда тайна раскрыта — возникает разочарование, Анастасия Павлова, Театрон, 17.10.2018
Театральный режиссер спорит со Львом Толстым, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 17.10.2018
Был ли мальчик?, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 16.10.2018
В Екатеринбурге покажут спектакль по оскароносной истории Вуди Аллена, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.10.2018
Игорь Верник: «Театр и есть моя жизнь», Анна Позина, Известия, 15.10.2018
Поезд в огне и Аз воздам, Елена Дьякова, Новая газета, 15.10.2018
О спектакле «Серёжа» в программе «Афиша», видеосюжет телеканала «Москва 24», 12.10.2018
Братья Верники отметили юбилей в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2018
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2018
Поезд ушел, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.10.2018
Игорь Верник: «Никогда не стестнялся своих слез», Александра Мартынова, StarHit.ru, 11.10.2018
55-летие актер и шоумен Игорь Верник встретит с юмором, Екатерина Шитикова, Амурская правда, 11.10.2018
Толстой — Гроссман — Крымов, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 11.10.2018
Постой, паровоз…, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 11.10.2018
О свойствах страсти, Мария Михайлова, Театрал, 10.10.2018
Ася Волошина: «Драматургия – это опрокинутый психоанализ», Денис Маслаков, НИУ ВШЭ. Многобукв, 9.10.2018
Дмитрий Крымов в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 8.10.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Ар нуво. Хрущевки. Детприемники, Елена Дьякова, Новая газета, 1.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
В Москве открыли мемориальную доску в память об Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 25.09.2018
Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 24.09.2018
В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Марина Брусникина:«У театралов особый ген», Наталья Васильева, Известия, 20.09.2018
Пушкин — в Авангарде, Алексей Филипов, Российская газета, 19.09.2018
Нравится нам этот гусь, Беларусь сегодня, 18.09.2018
Труппа МХТ выступила на сцене театра Горького, видеосюжет Sputnik Беларусь, 13.09.2018
МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018
В столице пройдут двухдневные гастроли МХТ им. Чехова, Полина Шандрак, Минск-Новости, 11.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер-Бравина, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Сергей Женовач. МХТ: «Я не Карабас-Барабас», Виктория Пешкова, Ревизор, 7.09.2018
Игра в классики, Зоя Игумнова, Известия, 7.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
МХТ им. Чехова покажет в новом сезоне 8 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.09.2018
В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018
Сергей Женовач: «Главное — не рубить с плеча», Ирина Шведова, Московская правда, 3.09.2018
Тройка, семерка, бис, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2018
МХТ имени Чехова открыл 121-й сезон, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.09.2018
В МХТ поставят Булгакова, который там мучился и страдал, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2018
Сергей Женовач сократит репертуар МХТ им. Чехова вдвое, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 2.09.2018
Сергей Женовач в МХТ пойдет эволюционным путем, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2018
Сергей Женовач: «Этот год проживём вместе», Виктор Борзенко, Театрал, 2.09.2018
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Олег Табаков: «Очень важно, что будет после нас», Виктор Борзенко, Театрал, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд Новости, 13.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Colta.ru, 13.08.2018
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Валерия Бабушкина, Виктор Борзенко, Театрал, 13.08.2018
В Москве простились Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала ОТР, 13.08.2018
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет Первого канала, 13.08.2018
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Культура», 13.08.2018
Театральная Москва простилась с Дмитрием Брусникиным, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.08.2018
«Времени осталось совсем немного», Зоя Игумнова, Известия, 13.08.2018
Интервью с Дмитрием Брусникиным, Алла Занимонец, 10.08.2018
Памяти Дмитрия Брусникина, Катерина Вахрамцева, Олег Зинцов, Ведомости, 10.08.2018
«Он сразу приковывал внимание», Алена Карась, Российская газета, 10.08.2018
Большой человек, Евгений Писарев, Известия, 10.08.2018
Мой Дмитрий Брусникин, Москвич Mag, 10.08.2018
На пороге чего-то невероятного, Антон Хитров, Meduza, 10.08.2018
Умер режиссёр Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Не стало Дмитрия Брусникина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.08.2018
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, видеосюжет телеканала «Культура», 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Елена Смородинова, РБК, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Ушел из жизни режиссер и актер Дмитрий Брусникин, видеосюжет Первого канала, 9.08.2018
Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем», Татьяна Власова, Театрал, 9.08.2018
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 9.08.2018
Мастер верности и поиска, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 9.08.2018
«Диктатор? Что вы!», Мослента, 9.08.2018
Сергей Чонишвили: «Я верю, что мысль материальна», Наталья Васильева, Известия, 9.08.2018
Анатолий Белый: «Смотрите стихи!», Ольга Плаксунова, Патриоты Нижнего, 1.08.2018
«Попрошу ПМЖ в Нижнем!» — актер Анатолий Белый, Анастасия Лазарева, В городе N, 26.07.2018
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018
Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018
«Играть с ним одно удовольствие. ..», Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2018
Андрей Мягков: «У меня в жизни всё странно!», Екатерина Таранова, KM.ru, 8.07.2018
Андрей Мягков отмечает 80-летие, видеосюжет телекомпании НТВ, 8.07.2018
Актер Андрей Мягков отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 8.07.2018
Любимец нации. Андрею Мягкову – 80!, Филипп Марков, Babr24.com, 8.07.2018
Баловень «…судьбы», Николай Ирин, Культура, 6.07.2018
Интеллигент с большой буквы, Дмитрий Брусникин, Известия, 6.07.2018
Максим Матвеев сыграет в новом спектакле МХТ им. Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.07.2018
«Круг чтения», Полина Тихонова, 28.06.2018
Будущее Наташи, Камилла Конвэй, start-std.ru, 28.06.2018
Сергей Женовач: Без опыта невозможно существовать в театре, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.06.2018
Летнее чтение от МХТ им. Чехова, Год литературы 2018, 26.06.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Доверительный разговор с провинциальным зрителем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Раскрась сам, Светлана Наборщикова, Известия, 13.06.2018
Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Николай Шейко: Режиссер — это всегда охотник, а актер — жертва, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.06.2018
Интервью с режиссером Константином Богомоловым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 3.06.2018
Вознесенский под бит-бокс, книжный фестиваль «Красная площадь», 3.06.2018
В МХТ имени А. П. Чехова показали «Три сестры», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 3.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
«Три сестры» Константина Богомолова как скальпель хирурга, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 1.06.2018
«Три сестры» — две премьеры, Евгения Смурыгина, BFM.ru, 31.05.2018
В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018
В чеховском МХТ своих не забывают, Любовь Лебедина, Трибуна, 29.05.2018
Софья Евстигнеева: «Пусть страсть обойдет стороной», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 28.05.2018
Дарья Мороз в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 27.05.2018
Защитник Атлантиды, Александра Машукова, Экран и сцена, 23.05.2018
Шейко отважный, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 23.05.2018
Константин Богомолов в программе «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2018
Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018
О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018
«Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018
«Три сестры» — пьеса на все времена, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 7.05.2018
Смешно и страшно, Ольга Дашковская, Вести образования, 4.05.2018
«После революции» думали о высоком, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.04.2018
Сергей Женовач. Интервью с новым художественным руководителем МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2018
В чем плюсы и минусы нового руководителя МХТ, Катерина Вахрамцева, Антон Хитров, Ольга Фукс, Ведомости, 24.04.2018
Эра Женовача, Зоя Игумнова, Известия, 24.04.2018
Сергей Женовач: «Я был ошарашен всем, что со мной произошло», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2018
На сцене МХТ разыгралось представление, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 24.04.2018
«Вместе делать работу — в радость и счастье», Марина Токарева, Новая газета, 23.04.2018
«А» не пропало, Ирина Корнеева, Российская газета, 23.04.2018
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
Революций не будет: Женовач встретился с труппой МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 23.04.2018
Новый худрук Женовач произнес трогательную речь перед труппой МХТ, видео газеты «Московский комсомолец», 23.04.2018
Сергей Женовач: «В МХТ мне выделили уголок – мне очень нравится», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 23.04.2018
Машков подарил Женовачу бесконечность в МХТ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2018
Марина Зудина: «Уныние? Это совсем не про Олега Павловича!», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 20.04.2018
Любовь побеждает железный занавес, Анна Оконова, Театрон, 18.04.2018
Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018
Мир ловил Любшина, но не поймал, Евгения Коробкова, Комсомольская правда, 6.04.2018
«Это отдельная планета», Татьяна Петренко, Театрал, 6.04.2018
Михаил Рахлин: «Нужна перезагрузка», Мария Михайлова, Театрал, 5.04.2018
Пять вечеров с Любшиным, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2018
Автор как герой, Коммерсантъ, 30.03.2018
«Личный подход»: Ксения Лаврова-Глинка, радиостанция «Москва FM», 30.03.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Улыбка Табакова, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 29.03.2018
В столице состоялась премьера уникального спектакля о Горьком, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 29.03.2018
Михаил Швыдкой — об МХТ: «Театр всегда жил на нерве современности!», Михаил Швыдкой, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 25.03.2018
Олег Табаков. Человеческий голос, Лилия Шитенбург, Сеанс, 21.03.2018
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Олег Табаков: невероятные истории из жизни великого артиста, Марина Райкина, Иосиф Райхельгауз, Московский комсомолец, 19.03.2018
Интервью с Анатолием Смелянским об Олеге Табакове, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 18.03.2018
Олег Табаков: «Все, что взял на себя, я выполнил!», Марина Токарева, Новая газета, 18.03.2018
Табаков – человек, который создал российский театр, видеосюжет телеканала «Мир 24», 18.03.2018
«Я оставлю театр крепко стоящим на ногах», Алена Солнцева, Профиль, 17.03.2018
Жизнь в поисках радости, Леонид Павлючик, Труд, 16.03.2018
Помогал, выручал, хоронил, доставал, делился, Елена Дьякова, Новая газета, 15.03.2018
Человек разумный, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 15.03.2018
Многоликий Табаков, Юрий Рост, Новая газета, 14.03.2018
Эпоха. Эпоха. Эпоха, Елена Дьякова, Новая газета, 14.03.2018
«Он видел больше всех». Вспоминая Олега Павловича Табакова, Дмитрий Быков, Олег Перанов, Собеседник, 14.03.2018
Великие актёры смерти не боятся…, Ирина Павлюткина, Красная звезда, 13.03.2018
Человек-история. Памяти Олега Табакова, Елена Смородинова, РБК. Стиль, 13.03.2018
Современник. Памяти Олега Табакова, Дмитрий Ренанский, Colta.ru, 13.03.2018
В МХТ имени Чехова объявлен траур, видеосюжет телеканала «Культура», 13.03.2018
Талант – единственная новость, которая всегда нова, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 13.03.2018
МХТ имени Чехова на три дня отменил все спектакли, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 13.03.2018
Кирилл Серебренников: «Мы потеряли защитника», Виктор Борзенко, Театрал, 13.03.2018
Лукавый гений, Георгий Олтаржевский, Профиль, 12.03.2018
Памяти Олега Табакова, Виктор Шендерович, Петербургский театральный журнал, 12.03.2018
Оторвалась часть материка, Иосиф Райхельгауз, блог Иосифа Райхельгауза на радио «Эхо Москвы», 12.03.2018
Кумир поколений, Независимая газета, 12.03.2018
Евгений Писарев об Олеге Табакове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2018
Не стало Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2018
Райхельгауз о Табакове: «Не стало человека-театра», ИА «Национальная служба новостей», 12.03.2018
Артист особого лада, Коммерсантъ, 12.03.2018
Олег Табаков: «Очень важно, что будет после нас», Виктор Борзенко, Театрал, 12.03.2018
«Олег Табаков ушел, не мучаясь», Марина Райкина, Московский комсомолец, 12.03.2018
Незабронзовевший, Влад Васюхин, Известия, 12.03.2018
Николай Чиндяйкин: «Мужик должен быть мужиком», Елена Булова, Новые округа, 7.03.2018
Николай Чиндяйкин поздравляет дам с 8 Марта, Елена Булова, Вечерняя Москва, 6.03.2018
Рената Литвинова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 2.03.2018
Виктор Хориняк. Последний богатырь из Минусинска, Мария Феоктистова, Вечерняя Москва, 2.03.2018
Чайка над временем, Елена Пугачева, Москва Центр, 1.03.2018
Утоливший жажду, Ольга Завалишина, start-std.ru, 20.02.2018
Комиссар и дочь вождя. Палачи и жертвы революции, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 19.02.2018
Время — ночь, Ирина Корнеева, Российская газета, 13.02.2018
Евгения Добровольская в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 21.01.2018
Ирина Пегова в программе «Сцены из жизни», телеканал «Культура», 20.01.2018
Жить по-Станиславскому, Илья Волох, Известия, 17.01.2018
Более полутора тысяч человек встретили Новый год в парке Царицыно, Нина Куряшкина, интернет-газета района Бирюлёво Восточное, 1.01.2018