Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Обрыв со ступеньками

Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Титульный образ романа на сцене МХТ символизируют парадная белая лестница, круто забирающая вверх, и столь же крутая черная лестница-железка, ведущая вниз: это и есть обрыв.

Но уровень спектакля задает не столько этот символический ряд, сколько редкое на московской сцене в последние годы качество игры. Адольф Шапиро исповедует тот тип режиссуры, которую принято называть расплывчатым словом «актерская». Такая режиссура уязвима, потому что зависит от масштаба личности актера. Личность Шапиро всегда ставил выше концепции — тем и запоминались, в конце концов, его лучшие спектакли.

В «Обрыве» масштаб задает Ольга Яковлева. Ее героиня — бабушка Татьяна Марковна — стоит на вершине белой лестницы: хранительница дома и устоев, стержень, на котором держится жизнь. Но когда она рассказывает внучке Вере о событиях полувековой давности, доказывает, что «после всего» — падения, отчаяния, любви, похороненной под могильной плитой долга, — можно жить, забытый термин «человеко-роль», под которым понимали рифму судеб актера и персонажа, обретает зримые очертания. 

Во мхатовском спектакле, к счастью, сложилась не только эта роль. Игру Ольги Яковлевой удачно поддерживает ансамбль, а сценография Сергея Бархина деликатно подчеркивает иерархию персонажей и смыслов. На той же лестнице, чуть пониже героини Яковлевой, точно навсегда отделенный несколькими ступеньками от своей постаревшей возлюбленной, — персонаж Станислава Любшина, сыгранный с узнаваемой, фирменно любшинской интонацией надлома, притупленной спасительной иронией: какая, в сущности, смешная вышла жизнь.

Хотя главным героем спектакля остается Райский, почти сторонний наблюдатель, который вернулся в родовое имение и попал в водоворот чужих страстей. Анатолий Белый поставлен перед сложной задачей сыграть человека, который пытается сублимировать жизнь в ненаписанных картинах и романах, но лишь обжигается о костры чужих любовей. В сущности, это еще одна «история пустой души», которую так сложно играть.

В самом низу находится Волохов (Артем Быстров) — нигилист, пересмешник и циник, в которого влюблена Вера (Наталья Кудряшова), обреченная метаться между страстью и христианским долгом, пример которого дает бабушка.

Явленная на сцене «духовная вертикаль» (с твердой моралью на верхних ступенях символической лестницы и нигилизмом внизу) могла бы показаться дидактической, если бы параллельно не строился другой сюжет — о людях с обостренным чувством справедливости и собственного достоинства. Адольф Шапиро и его актеры возвращают нам почти забытое чувство гордости не за общие победы любой ценой, а за человеческую природу.