Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

15 вопросов для Артёма Быстрова

Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
- Артем, как сформировалось ваше решение стать актером?

 — Это целая цепь событий. Я из Нижнего Новгорода, и моя семья как-то раз переехала из седьмого микрорайона в Канавинский район, на Московское шоссе. Это всё окраинные пролетарские районы, и чтобы я не пошел в школу, где обитали «хулиганы, наркоманы, драчуны», родители с огромными трудностями отдали меня в школу «с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Там были театральный, музыкальный и танцевальный классы. Я попал в театральный, хотя никогда до этого не сталкивался с театром вообще. Я занимался каратэ — папа всегда говорил, что мужик должен постоять за себя. Уже в шестом классе я сыграл на сцене и мне дали грамоту за роль Спальника в русской сказке. И я смирился. С девятого класса учителя меня убеждали в том, что мне надо поступать на артиста. Правда, в одиннадцатом классе меня смутил учитель по ОБЖ идеей о том, что настоящий мужик должен идти в военные. Я испугал этой затеей родителей, и мы уже строили планы, куда ехать: в Рязань или в Тихоокеанский институт «морских котиков». В общем, меня все время «пошатывало». Но когда я получил диплом, я как-то быстро понял, что никуда, кроме как в театральный, я поступить уже не смогу. И тут же поступил. Первый год я не вообще не понимал, где нахожусь. И в конце первого курса — магический щелчок. Я понял, что я на месте.

 — Мечты о военном институте, занятия каратэ — это помогает вам сегодня?

 — Абсолютно. Это графика. Чувство формы. На уровне тела, прежде всего. Если этой дисциплины нет, то всё — конец, болезнь, все развинчивается, размагничивается. Вот встал ты не так с утра, не так поднялся — и конец, день насмарку. Дисциплина, экономия средств, распределение себя — это отсюда.

 — Со спектакля «Прокляты и убиты» Виктора Рыжакова можно говорить о серьезном присутствии голоса вашего поколения, вашей группы молодых артистов в Художественном театре. Вы не могли бы сформулировать, что это поколение отличает от других?

 — Борьба. Борьба за себя каждый день. Театр, он иногда приучает работать в одном и том же русле. И чем старше становишься, тем меньшего хочется, тем меньшее себе позволяешь. «Ну зачем я пойду, зачем рваться, зачем заморачиваться?» А вот у нас борьба с собой каждодневная. Есть попытка сохранить себя в тонусе, в поиске нового пути. Не останавливаться, всегда в движении. Вот как Цой на бой выходил каждый день.

 — Какие у вас были в последнее время художественные потрясения?

 — Музей Ван Гога в Амстердаме. История человека, который доказал, что все на свете возможно, если ты этого хочешь. Прожил тридцать семь лет. Только в тридцать взялся за кисточку. Кто-то говорит, что надо учиться искусству всю жизнь. Да, конечно, это правда. Но в порядке вещей должен быть какой-то иррационализм. И Ван Гог, он такой. Можно учиться всю жизнь, а можно и так. Можно и не загибать себя в рамки условностей, в рамки того, что общепринято.

 — Какая самая необычная зрительская реакция в вашей карьере?

 — Поклоны после «Вертера» (спектакль Василия Бархатова по пьесе Пленцдорфа). Самые странные поклоны в моей жизни. Зритель разбивался на группки, ровно на три части. Одна часть быстро уходила за куртками (как правило, они кучковались справа). По центру сидели люди, которым было неудобно уйти и они хлопали, потому что надо в этот момент хлопать. И слева стоя аплодировала третья группа — с криками «браво!» и восторгами. Вот это и есть театр.

 — Актер — профессия исполнительская или авторская?

 — Всё вместе. Только исполняя четкую партитуру, можно найти зону для импровизации. 

 — А если режиссер всё застраивает?

 — Так это же прекрасно! Значит, точно пойдешь и сыграешь, хоть ночью разбуди! Но режиссер может застроить все что угодно, кроме тебя самого, не может застроить мою личность. Другой вопрос, есть ли личность. Артист — классная профессия, профессия рассказчика. Я что-то читаю, мне нравится, и у меня есть навык это зрителю пересказать.

 — Какими советами учителей вы особенно дорожите?

 — Я часто вспоминаю Риву Яковлевну Левите, легендарного нижегородского педагога. Она как-то объясняла девочке, как надо играть: «Молодая, здоровая… Рухнула и разрыдалась!» Нетеатральному человеку не очень понятно, в чем тут суть, но человек театра легко увидит драматизм фразы, в которой — реальная помощь актерскому организму. Это универсальное объяснение сути актерской профессии. 

 — Есть ли у вас личное объяснение, почему ваша совместная работа «19.14. Кабаре» получила такой зрительский успех?

 — Сложно объяснить, как работает актерская кухня. Некоторые вещи лучше не обозначать словами. Как говорил Юрий Николаевич Бутусов: «Вот вы все назовете, и чего? Только это и будете на сцене делать». Скорее всего, вскрылся общий абсурд происходящего вокруг, за стенами театра, абсурд, который мы все чувствуем. Мы нашли способ как-то иначе высказать то, о чем смешно и нелепо кричать, но что в нас сидит. 

 — Что появилось в «19.14» раньше: идеи или форма?

 — Если занимаешься идеологией, подгоняешь форму под идеи, получается какой-то швах в финале. Нас интересовали тема и наши актерские силы, а мысли и идеи проявились потому, что они в нас и так живут.

 — Вы сегодня переживаете успех фильм Юрия Быкова «Дурак». Ваша работа получает награды. Что было самым запоминающимся на съемках?

 — Фильм снимали в Туле, и тульчане, нас окружавшие, были потрясающие. Была женщина, которая работала в трамвайном депо. Очень горевала, что ее не позвали на съемки — говорит, живу одна, мужа нет, телевизор не смотрю. И в этом ее монологе было такое одиночество, о котором мы, наверное, и снимали фильм. Был человек-талисман в общежитии, которое стало центральным образом в «Дураке». Если он не приходил на работу, запивал, то у нас съемки не получались в этот день. Пока снимали кино, мы наслушались, насмотрелись жизни. После этих разговоров понимаешь, что любая самая драматическая ситуация в кино — это только облегченная версия жизни.

 — Фильм «Дурак» вызывает сегодня дискуссии о сущности патриотизма. По-вашему, в чем он: в критике действительности или в ее обожании?

 — Критиковать можно и нужно. Но права на критику есть у того, кто что-то делает. Такое у меня стойкое убеждение. Предположим, мне не нравится, как играет какой-то артист. Бессмысленно ему об этом мне говорить. Я могу только взять и сыграть лучше. То есть критика всегда работает на будущее, для прогресса, для улучшения. Критика с предложением.

 — Может ли искусство поменять жизнь?

 — В корне поменять ее невозможно все же. Искусство может только подтолкнуть. Мы не можем человека поменять, мы можем сказать: «Эй, старик, смотри, так будет лучше. Попробуй». Жалко, что в театр, правда, ходит 2-3 % населения. Иногда кажется, что надо открыть филиал МХТ для рабочих, для окраин. Или делать вербатим про реальных людей. Не ценители искусства играют для ценителей искусства, как это обычно бывает, а вот приехать в наш Канавинский район и сыграть что-то им понятное.

 — Вы сейчас репетируете с Адольфом Шапиро новый спектакль. Могли бы вы проанонсировать «Мефисто»?

 — Я всегда говорю про все наши новые работы одну фразу: «Это бомба будет!»

 — Есть выражение, «Театр — лучший из миров». Есть ли в вашей жизни другие миры?

 — Дом. Семья. Друзья. Жизнь как таковая. Футбол. В парке погулять. Природу посмотреть, домишки какие-то увидеть интересные.
Пресса
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Артем Быстров: Вести диалог можно без слов, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 8.09.2021
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019
В МХТ имени Чехова новый спектакль — «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Язык твой — враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018
Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
В Локарно подвел итоги Международный кинофестиваль, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010