Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…»

, 18.04.2025
Премьера «Русалки» в МХТ им. Чехова

На берегу реки живут отец с дочкой… Таково начало грустной сказки, поставленной в МХТ им. Чехова Максимом Меламедовым. Он выносит на сцену неоконченную пьесу Пушкина «Русалка». Драма о разбитом сердце и женском возмездии в руках режиссера вдруг стала историей о прощении и милосердии, а все трагические повороты сюжета обрели облик жизненных уроков.

Спектакль рождался из эскиза, сделанного в рамках лаборатории «АРТХАБ», посвящённой 225-летию А.С. Пушкина – первые показы были более наивными и веселыми. Теперь премьера приобрела хоть и светлое, но все же трагическое звучание. «Просто они так сегодня сыграли», – прокомментировал эти изменения режиссер. И подобная самостоятельная жизнь «Русалки» только подчеркивает магическую силу пушкинского текста.

«Понимая школу, сказки и драматургию Пушкина, мы видим, что это все как будто уже ставили, мы все уже видели, мы знаем как его читать и ставить. Пушкин – наше все! И все это прибито какими-то штампами, неприкосновенностью гения. Но я наткнулся на незаконченную пьесу „Русалка“. Берег Днепра. Папа и дочка. Первая локация уже меня впечатлила, ведь я сам из деревни. Поэтому и вся история, которая разворачивается у нас, происходит не у Днепра, а у Камы. Ведь в том регионе, где я родился и вырос, время остановилось. Оно еще пушкинское. И желание соединить фольклорную тематику с современностью очень заинтересовало меня. Так мы стали работать над пьесой. Текст мы компилировали, соединяли», – поделился Максим Меламедов.

Создатели оставляют это место творцу – образ Пушкина поминутно скользит по сцене в виде белого перышка. Простой символ поэзии в руках главной героини обретает множество смыслов: это и напоминание о возлюбленном, и средство возмездия, и рука милосердия. Вообще символизм сценического пространства, оформленного режиссером, рассказывает историю берега Камы все в том же трагичном ключе: сцена покрыта туфлями предшественниц Русалки, утопленниц, брошенных и обиженных женщин. 

Главная героиня, влюбленная в богатого князя, носит его ребенка, но узнает, что он обещан другой и должен жениться. Девушка бросается в реку и становится Русалкой. Согласно пушкинскому сюжету, Она возвращается на землю, чтобы совершить возмездие, отомстить бывшему возлюбленному и его «зазнобе». Однако творческая группа Художественного театра избирает другой путь и не наделяет героиню абсолютной жаждой мести. Она становится жертвой, несчастной душой, не лишенной сострадания. Она и после смерти помнит о своем князе и несет в себе любовь.

«Это, конечно, в первую очередь, история большой любви, которая актуальна во все времена. Она всегда жива в нас, в текстах Пушкина. И он говорит о любви так, как никто не говорит. А говорить о любви словами Пушкина – огромное удовольствие для нас, актеров, – рассказывает исполнительница главной роли Маргарита Якимова. – И сюжет не устаревает: люди любят, ненавидят, прощают… Моя Русалка – это девочка, которая не справилась со своей любовью. Молодая девушка, 17 лет. Она растворилась полностью в человеке, потеряла голову от любви к князю, перешла грань. Она избрала тот путь, который нельзя выбирать. Во второй части мы объясняем этот выбор – и он не стоил того. Она открытая, честная и искренняя. Но иногда такая открытость и эмоциональность приводит к несчастливому финалу».

Во втором действии спектакля на первом плане находятся уже две героини – не только дочь мельника, но и молодая княгиня. Они – влюбленные в одного мужчину девушки, одинаково обманутые и преданные. И оттого Русалка, видя страдания своей соперницы, уже не считает ее «злодейкой» и «разлучницей», но сочувствует и жалеет ее больше, чем себя.

Образ героя-любовника, того самого князя, готового метаться между возлюбленными, обманывающего самого себя, на сцене воплощают актеры Никита Бурячёк и Олег Гаас. В своем персонаже – красивом, уверенном и даже смешливом князе, они, конечно, видят негодяя. Но все же жалеют его, ведь, и сам Пушкин говорил: «Князья не вольны, как девицы».

«У Пушкина в сценическом варианте получается, что князь – негодяй. И мы с режиссером решили, что он несчастный негодяй. И это несчастье его не то, что оправдывает, но позволяет ему сопереживать. Потому что все же он любит девочку. И мне кажется, что Пушкин – это и есть князь. И неспроста он не дописал произведение. Потому что у него самого был похожий момент – отношения с Натальей Калашниковой, с его любовью, которую он прятал в деревне. Когда он узнал, что она беременна, писал письма в ответ: „Совесть совестью, но сейчас не до совести“. И вообще князь – это не только Пушкин, но и такое олицетворение современных молодых людей», – высказался Олег Гаас.

Одной из опорных точек спектакля становится фольклор. Стилизация костюмов и музыкальные мотивы делают историю народной, знакомой, развивающейся на грани русской сказки, пушкинского художественного мира и даже сегодняшней реальности. Этот народный символизм расходится по всей водной глади сюжета, смешиваясь с речной стихией и поиском подходящего финала для этой неоконченной пьесы.

«Нам было интересно проникнуть в ситуацию и понять, что же это за Русалка? Ушла ли она на дно? Пушкинская история заканчивается местью, возмездием. Сегодня время предполагает другие мотивы, – рассказал режиссер. – И мы пофантазировали, что, если русалка придет со дна морского и посмотрит, как живут эти люди без нее? Отец, другая семья, князь… И, может быть, та месть, которую она несла в себе, развернется в ее глазах другой стороной, стороной души. Главная тема – понятная. Сегодня нет финала. Финал нашего спектакля, его мораль в том, про что мы делаем спектакль. А спектакль наш про то, что не хватает сегодня жалости к человеку, эмпатии. И наша Русалка несет право пожалеть этих людей».

Максим Меламедов дописывает свой финал – его история завершается прощением и спасением хотя бы одной влюбленной девушки. Герои, прошедшие через горе и обман, остаются жить в этом мире, на берегу Камы и продолжают удить «рыбу» подобно старому Мельнику. Они чувствуют жалость и сострадание погибшей Русалки и продолжают жить благодаря этому. Они остаются жить и ловить свое счастье.

Оригинал статьи
Пресса
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Олег Гаас: «Объединяет не радость, а трудности», Марина Зельцер, Атмосфера, 15.12.2020
Поговорили по-мужски, Борис Войцеховский, Мослента, 8.10.2017
В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Мальва», видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2017
Вечно молодой, Людмила Прохорова, Ревизор, 21.11.2016
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016