Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

8 вопросов для Яны Гладких

Пресс-служба МХТ, 12.03.2015
- Какой совет ваших учителей вы чаще всего вспоминаете?

 — Их довольно много, это раз и навсегда входит в твою кровь. Как у собаки Павлова, вырабытывается рефлекс. «Не страдай», «держи перспективу» — это от Дмитрия Брусникина. То, что удерживает тебя в рамках вкуса. В Школе-студии нас воспитали в широких представлениях о театре, в широкой колее, но в рамках вкуса.

- Долго ли вы мучались, выбирая профессию?

 — Да я вообще не собиралась быть актрисой. Было неосознанное желание. Меня познакомили с Юрием Борисовичем Нифонтовым, который в Щукинском училише набирал курс. В частном порядке он меня прослушал и взял. Потом оказалось, что этот курс наполовину для артистов театра кукол. Я совершенно не знала ничего о театральной конъюнктуре, у меня нетеатральная семья. Но я увидела спектакль «Косметика врага», где играл Роман Козак, и этот спектакль меня совершенно потряс. Я пришла еще поступать и к Козаку на первый тур в Школу-студию, и меня сразу перебросили на третий. Я на него не пришла, думая поступить в Щукинское училище. Мне позвонил в день третьего тура Михаил Миронов и спросил: «Девушка, вы где? Вас все ищут». Я объяснила, что уже подала документы в другой институт, а еще мне на самом деле все равно. Он уговорил меня, 16-летнюю девчонку, встретиться в Камергерском переулке, начал уговаривать поступать в Школу: «Ты еще не знаешь разницы, а я знаю, я у этих мастеров учился». Я обалдела, он меня покорил своими рассказами. Мы поехали ко второму мастеру Дмитрию Владимировичу Брусникину на съемочную площадку, и я поняла, что это мой человек. Дальше всё пошло самотеком, срослось, другие варианты были исключены — появилась крепкая связь с учителями.

- Вы домосед или путешественник?

 — Я путешественница, хотя мало где была. Если бы была возможность, я бы тратила все свободное время только на путешествия. Причем познавательные, а не пляжные. Недавно была в Англии пять дней. С утра до ночи гуляла, обошла все музеи современного искусства, слушала все аудиогиды — я владею языком, для меня это было сплошное удовольствие. В эту поездку меня интересовали именно галереи нового искусства, где висит, например, Ротко. Предметы искусства XXI века не направлены на наслаждение и удовольствие, а скорее на размышление, но я получила колоссальное наслаждение от самого опыта.

- Чем отличается артист нового поколения?

 — В моем идеальном представлении современный артист должен быть человеком, интересующимся не только своим ремеслом. Сейчас царство эклектики, открытый мир, это надо учитывать. Благодаря тому, что я знаю языки, у меня богатый круг общения с людьми разных стран: из Америки, Словении, Словакии, Франции, Германии, и ты понимаешь, что широта взглядов — это очень важно. Когда человек упирается во что-то одно, его высказывание будет беднее. Артист обязательно должен интересоваться жизнью вокруг. Если этого не происходит, ты отгорожен от опыта. Ты никогда не знаешь, где найдешь пищу для творчества. Условно говоря, даже в политике можно найти вдохновение, хотя это вот совсем от меня далеко. Знания помогают распознать связи между частями мира. Чем больше ты знаешь, тем ты богаче. С другой стороны, это нельзя возвести в ранг обязанности, артист никому ничего не должен. Это область свободного выбора. Например, знать спорт изнутри, с актерских позиций изучить его механизмы. Этим профессия актера ценна — в творчество можно привлечь все, что угодно.

- Откуда у вас знания языков?

 — Была склонность со школы. Учила испанский, немецкий, французский. Английским владею свободно. Училась в Канаде, в Англии, в летних школах.

- Какие пределы вы видите в своей профессии? Есть ли у вас самозапреты?

 — Мне кажется, что я никогда не смогу играть в фильме ужасов и в фантастике. Это мне кажется запредельным. Я очень пугливый человек. Если меня по-настоящему испугать, я, правда, могу остаться заикой. Я до двадцати лет боялась темноты. И нарастание напряжения в хорроре — для меня это что-то за гранью. А в фантастике — не могу играть с воображаемым предметом или существом, когда артист разговаривает с еще пока не нарисованным объектом, вместо которого зеленый фон. Но я азартная и когда-нибудь, при случае, попробовала бы.

- Самая странная зрительская реакция в вашей жизни?

 — На «Удивительное путешествие кролика Эдварда» пришла маленькая девочка, дочка моей знакомой — я же ее и пригласила. Я совершенно забыла, что я в гриме и меня вряд ли узнают. Подошла в роли нищенки и попросила у нее копеечку. Девочка в ужасе схватилась за маму и закричала: «Мама, не смей давать этим бомжам деньги!»

- Что вас заставляет грустить и есть ли у вас рецепт от депрессии?

 — Я вообще склонный к меланхолии человек. Борюсь с этим давно, со школы. Мне всегда трудно давалось уединение. Я спасалась от него количеством знакомых, гостями, общением. Для меня уже достаточно, чтобы человек просто сидел в другой комнате, просто знать, что рядом кто-то есть. В юности я начиталась немецкой философии, этого страшного Гегеля. Никому не советую. В какой-то момент я решила, что дальше так продолжаться не может, мне нужно стать более цельным человеком. И я стала бороться: намеренно создавать ситуацию уединения и научать себя сосредотачиваться, не чувствовать нарастающей тревоги. Знаю, что у многих есть такая проблема. И психоанализ здесь очень помогает.