Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц

Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
На Малой сцене МХТ им. Чехова — премьера спектакля Марины Брусникиной «Полярная болезнь». Это история трех челночниц из 90-х, но режиссер уводит ее далеко и от ретропереживания, и от бытовой картинки: скорее это попытка заглянуть в вечность, холодную и молчаливую, как крайний Север, где волею судеб оказались героини.

Пьесу «Полярная болезнь» написала Мария Малухина — молодой драматург, которая в 90-е сама только родилась. Но перипетии судьбы ее героинь-челночниц цепляли сразу: пьеса вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка», стала победителем в драматургической программе Международного литературного конкурса им. Волошина и уже идет в некоторых театрах. Яркие характеры и узнаваемые, «жизненные» персонажи привлекли и Марину Брусникину.

 — Этот текст попадает в тебя по ощущению современности, хотя вроде бы сюжет разворачивается в 90-е годы, — говорит режиссер. — Но на самом деле «Полярная болезнь» — про то, что происходит с нами сегодня, про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности — что же будет дальше? Читаешь и думаешь: да, так было, и это тоже пережили и все равно выжили.

Валя, Таня и Любаша знакомятся по пути на Север — каждая из них оставила дом и едет торговать в отдаленные поселки, чтобы как-то прокормить семью. Каждая везет в безразмерных баулах свой товар — кто белье, а кто посуду или детские вещи — и мечтает, что все распродаст и тогда, может, получится купить лекарства для больной мамы или наконец вывезти детей на море… Конечно, путь всех женщин всегда тревожен — тем более на ночь глядя. Так что не очень удивительно: как только героини ложатся спать — так всякий раз над ними, беззащитными и мертвецки уставшими, немедленно сгущаются злые тени. Из какого-то иного измерения появляются духи Севера (актеры Алена Хованская и Алексей Варущенко не ходят по сцене, а парят над ней).

Помогут они чем-то женщинам или хотят зачем-то заманить в свою ослепительно-снежную пустыню? Сразу не поймешь. В их облике что-то космическое. Пение их - горловое, шаманское, колдовское. Две параллельные реальности на сцене — и задаваться вопросом, какая из них реальнее, совершенно бессмысленно.

Верховодит троицей Валя (ее играют в очередь Янина Колесниченко и Юлия Чебакова) — тот самый женский тип, что в горящую избу войдет и на своих плечах все вывезет. Жаловаться не привыкла, уверена: чем больше ноешь, тем больнее даст по лбу жизнь.

Но именно с ней эта аксиома даст сбой: неунывающая Валя получит от судьбы такую оплеуху, от которой еле оправится. Бывшая учительница Таня (Ольга Литвинова, Дарья Юрская) без конца цитирует Гоголя, тщетно пытаясь укрыться от неуютной новой жизни обломками прежней. Студентка Любаша (Елизавета Орлова, Маргарита Якимова) вообще попала в это путешествие вместо подруги, чтобы подальше убежать от невыносимой личной драмы. Но все это — лирика ночных разговоров.

Днем попутчицы снова таскают тяжелые сумки, развешивают товар, который на морозе тут же встает колом, изобретают, как зазвать покупателей. И вдруг… Ужиная «дошираком», они вдруг оказались бунинскими девушками — ну почти. Платья, шляпки, кружевные перчатки. Пронзительная сцена переодевания. Хваткие, бойкие тетки вспоминают вдруг — и зрителю напоминают: да они ведь женщины! Хрупкие они. И созданы-то совсем для другого. Храбрятся, тащат на своем горбу «невыносимую легкость бытия» — а просто другого выхода им жизнь не оставляет.

 — Вот это ощущение женской силы, которая все преодолевает, показалось мне очень нужным сегодня. Несмотря ни на что, вопреки любым обстоятельствам женщины побеждают, — говорит Марина Брусникина.

История о женской доле? Да, конечно. Но спектакль — о смысле человеческой жизни вообще. О дальней дороге, где на каждом повороте трудности и опасности. О встречных людях на этом пути. О желаниях, которые мы все загадываем, глядя на падающую звезду. О том — а есть ли что-то за последним поворотом? Все кончается вместе с нами — или хоть что-то останется?

В самом конце спектакля автобус с челноками заглох. На километры вокруг никого, только снег и холод. Героини, и без того хлебнувшие сполна, готовятся к худшему. А темноту вдруг прорезает свет далеких фар. И ощущаешь кожей: есть надежда.

Кстати, песни, которые поют духи Севера, — подлинный ненецкий фольклор. «Текст на ненецком рифмуется, а русский перевод — нет, но звучит невероятно поэтично. Естественно, я старалась их подбирать и монтировать так, чтобы они перекликались с основным действием», — рассказывала Мария Малухина.

Оригинал статьи
Пресса
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
8 вопросов для Янины Колесниченко, Пресс-служба МХТ, 28.11.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол