Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц

Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
На Малой сцене МХТ им. Чехова — премьера спектакля Марины Брусникиной «Полярная болезнь». Это история трех челночниц из 90-х, но режиссер уводит ее далеко и от ретропереживания, и от бытовой картинки: скорее это попытка заглянуть в вечность, холодную и молчаливую, как крайний Север, где волею судеб оказались героини.

Пьесу «Полярная болезнь» написала Мария Малухина — молодой драматург, которая в 90-е сама только родилась. Но перипетии судьбы ее героинь-челночниц цепляли сразу: пьеса вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка», стала победителем в драматургической программе Международного литературного конкурса им. Волошина и уже идет в некоторых театрах. Яркие характеры и узнаваемые, «жизненные» персонажи привлекли и Марину Брусникину.

 — Этот текст попадает в тебя по ощущению современности, хотя вроде бы сюжет разворачивается в 90-е годы, — говорит режиссер. — Но на самом деле «Полярная болезнь» — про то, что происходит с нами сегодня, про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности — что же будет дальше? Читаешь и думаешь: да, так было, и это тоже пережили и все равно выжили.

Валя, Таня и Любаша знакомятся по пути на Север — каждая из них оставила дом и едет торговать в отдаленные поселки, чтобы как-то прокормить семью. Каждая везет в безразмерных баулах свой товар — кто белье, а кто посуду или детские вещи — и мечтает, что все распродаст и тогда, может, получится купить лекарства для больной мамы или наконец вывезти детей на море… Конечно, путь всех женщин всегда тревожен — тем более на ночь глядя. Так что не очень удивительно: как только героини ложатся спать — так всякий раз над ними, беззащитными и мертвецки уставшими, немедленно сгущаются злые тени. Из какого-то иного измерения появляются духи Севера (актеры Алена Хованская и Алексей Варущенко не ходят по сцене, а парят над ней).

Помогут они чем-то женщинам или хотят зачем-то заманить в свою ослепительно-снежную пустыню? Сразу не поймешь. В их облике что-то космическое. Пение их - горловое, шаманское, колдовское. Две параллельные реальности на сцене — и задаваться вопросом, какая из них реальнее, совершенно бессмысленно.

Верховодит троицей Валя (ее играют в очередь Янина Колесниченко и Юлия Чебакова) — тот самый женский тип, что в горящую избу войдет и на своих плечах все вывезет. Жаловаться не привыкла, уверена: чем больше ноешь, тем больнее даст по лбу жизнь.

Но именно с ней эта аксиома даст сбой: неунывающая Валя получит от судьбы такую оплеуху, от которой еле оправится. Бывшая учительница Таня (Ольга Литвинова, Дарья Юрская) без конца цитирует Гоголя, тщетно пытаясь укрыться от неуютной новой жизни обломками прежней. Студентка Любаша (Елизавета Орлова, Маргарита Якимова) вообще попала в это путешествие вместо подруги, чтобы подальше убежать от невыносимой личной драмы. Но все это — лирика ночных разговоров.

Днем попутчицы снова таскают тяжелые сумки, развешивают товар, который на морозе тут же встает колом, изобретают, как зазвать покупателей. И вдруг… Ужиная «дошираком», они вдруг оказались бунинскими девушками — ну почти. Платья, шляпки, кружевные перчатки. Пронзительная сцена переодевания. Хваткие, бойкие тетки вспоминают вдруг — и зрителю напоминают: да они ведь женщины! Хрупкие они. И созданы-то совсем для другого. Храбрятся, тащат на своем горбу «невыносимую легкость бытия» — а просто другого выхода им жизнь не оставляет.

 — Вот это ощущение женской силы, которая все преодолевает, показалось мне очень нужным сегодня. Несмотря ни на что, вопреки любым обстоятельствам женщины побеждают, — говорит Марина Брусникина.

История о женской доле? Да, конечно. Но спектакль — о смысле человеческой жизни вообще. О дальней дороге, где на каждом повороте трудности и опасности. О встречных людях на этом пути. О желаниях, которые мы все загадываем, глядя на падающую звезду. О том — а есть ли что-то за последним поворотом? Все кончается вместе с нами — или хоть что-то останется?

В самом конце спектакля автобус с челноками заглох. На километры вокруг никого, только снег и холод. Героини, и без того хлебнувшие сполна, готовятся к худшему. А темноту вдруг прорезает свет далеких фар. И ощущаешь кожей: есть надежда.

Кстати, песни, которые поют духи Севера, — подлинный ненецкий фольклор. «Текст на ненецком рифмуется, а русский перевод — нет, но звучит невероятно поэтично. Естественно, я старалась их подбирать и монтировать так, чтобы они перекликались с основным действием», — рассказывала Мария Малухина.

Оригинал статьи
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Кузбасские корни МХТ, Ольга Смирнова, Кузбасс, 24.08.2018
Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018
О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018
«Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004