Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Фестиваль «Территория» создан ради поиска новых путей в искусстве

Мария Ганиянц, РИА Новости, 2.10.2007
Фестиваль современного искусства «Территория», который начинается в Москве 3 октября, создан ради поисков новых путей в искусстве, рассказал в интервью РИА Новости художественный руководитель «Театра Наций» Евгений Миронов.

«Территория» — это фестиваль, неудобный для всех, может, и провоцирующий, но только так и можно справиться с нашей главной задачей — не оставить никого равнодушным и спокойным, не стесняться учиться и искать новые пути в искусстве XXI века", — признался Миронов в интервью РИА Новости.

Фестиваль «Территория» придуман Евгением Мироновым, Кириллом Серебренниковым, Чулпан Хаматовой, Романом Должанским, Теодором Курентзисом и Андреем Ураевым как принципиально новый образовательный проект, нацеленный на поддержку актуального искусства. Впервые он прошел в Москве в прошлом году.

Бюджет фестиваля составил около 25 миллионов рублей, и получить такую сумму удалось лишь благодаря поддержке администрации президента РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии и содействию фонда «Эгида».

«Мы год назад ошарашили студентов, показав им некоторые вещи, которые вызвали шок и у них, и у их преподавателей, — вспоминает он. — Например, политический спектакль “BLACKland” венгерского режиссера Арпада Шиллинга в театре “Kretakor”. Ничего подобного в России просто нет. То, что я увидел на сцене, вызвало смешанные чувства — от отвращения до потрясения. Но таким и должен быть политический театр».

«Например, в этом спектакле была сцена, когда удивительно красивые женщины, сидя на стульях, пели фантастическими голосами а капелла, аккомпанируя себе огромными тесаками, как бы выскребая звуки у себя между ног. Что происходит, стало понятно лишь в конце, когда на экране появилась фраза „В Венгрии делают 250 000 абортов в год“. И, поверьте мне, это была самая мягкая сцена спектакля», — рассказывает Миронов.

«После этого я понял, что только такими суровыми средствами искусства можно повлиять на зрителей, говоря о таких страшных темах», — добавляет он.

На вопрос, не получили ли организаторы «Территории» нагоняй от администрации президента за слишком смелых гостей, Миронов ответил: «Нет. По шапке нам не попало. Ведь мы и предупреждали, что мы ребята дерзкие. Но там сидят молодые, креативные люди, которые нам поверили и поняли, что мы не очередной фестиваль, в задачу которого входит распил бюджета, а люди, готовые вкладывать титанические усилия в интересный проект, что мы готовы сделать что-то по настоящему новое и очень важное для молодого поколения. Поэтому нас никто не контролирует, предоставляя полную свободу при составлении программы».

По словам главы Театра Наций, в нынешний раз программу решено было сделать не менее радикальной, учитывая при этом пожелания прошлогодних студентов и сделав акцент на современную хореографию. 

«Будут и другие изменения. Например, мы поменяли дирекцию и учли ошибки прошлого фестиваля, когда не все происходило слаженно и неэффективно работала реклама. А ведь наша задача — чтобы как можно больше людей узнали, что мы существуем», — объясняет он.

Комментируя программу «Территории», Миронов отметил: «Нам удалось сделать невозможное — завлечь на фестиваль одного из легендарных режиссеров мира, Ромео Кастеллуччи со спектаклем “Tragedia Endogonidia»”.

Зрители увидят также «Весну священную» балетмейстера Эдди Маалема и современный балет театра “Les Ballets C. de la B.” в постановке Алана Плателя под названием “VSPRS”.

Участвовать в фестивале в этом году приглашены 150 студентов театральных училищ России. Они приедут из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Новосибирска, Екатеринбурга и Саратова. Для них организована программа мастер-классов.

«Надеемся, что во время фестиваля встретится с нашими студентами Эмир Кустурица, который в это время будет в Москве», — добавил Миронов.

Он объяснил, как формируется программа «Территории»: «Мы все вместе собираемся и обсуждаем, делимся впечатлениями об интересных проектах, которые удалось увидеть. Главный поставщик театральных новостей — Роман Должанский, который часто бывает на различных фестивалях».

«Мои протеже на этом фестивале — не столько спектакли и кино, сколько студенты. В этом году нам удалось добиться того, что приедут курсы театральных училищ из шести городов России, в прошлой „Территории“ участвовали ВУЗы из пяти городов», — добавил худрук Театра Наций. 

«Студентам будет чему и у кого поучиться, да и нам, честно говоря, тоже. Каждый сможет найти то, что интересно лично ему. И, если все десять дней, которые длится фестиваль, максимально погрузиться в этот образовательный курс по актуальному искусству, то эффект может быть сравним с эффектом от года обучения в обычном театральном училище», — убежден он.

Миронов вспоминает: «В прошлый раз мы собрали всех: от авторов комиксов до хореографов. Я на ребят, которые делают комиксы, смотрел как на людей с Луны, а они слыхом не слыхали про Плателя. Но вот все встретились, и начался процесс узнавания-познания».

Одна из важнейших особенностей «Территории», по мнению Миронова, — возможность инициировать и продюсировать новые проекты. «В прошлом году это был спектакль Дмитрия Крымова „Демон. Вид сверху“. Конечно, и до этого все знали, что в Москве есть Дима Крымов, но не представляли масштаб его личности, не знали о нем как о режиссере своего, ни на кого не похожего „театра художников“. Практически на нашем фестивале родился новый вид театра», — отмечает Миронов.

«На меня этот спектакль произвел сильнейшее эмоциональное впечатление: я понял, что для хорошего спектакля вовсе не обязателен большой бюджет. Простой спектакль Крымова в моих глазах очевидно не уступал дорогостоящей, напичканной электроникой постановке „Федры“», — добавил он, имея в виду спектакль «Тебе, Воланчик! (Федра)» знаменитого театра “The Wooster Group”.

С точки зрения Миронова, важно и то, что «после каждого спектакля и проекта устраиваются обсуждения. Мы выслушиваем не всегда лицеприятные мнения. Но мы не классический Чеховский фестиваль, и надо это четко понимать».

В этом году во время «Территории» будет создано два новых проекта — балет Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова «Вываливающиеся старухи» и «Мистерион» Теодора Курентзиса, в котором примут участие приехавшие на фестиваль студенты театральных училищ. 

«Помимо мастер-классов, спектаклей и кино, студенты будут посещать ежедневные репетиции и в конце фестиваля выйдут вместе с нами на сцену в „Мистерионе“», — пообещал Миронов.

Как он признается, представить себе, что станет с «Территорией» лет через пять, сложно, но хотелось бы ждать от фестиваля больших потрясений. «Если мы поймем, что из молодых и дерзких мы превращаемся в довольных жизнью, покрытых плесенью людей (а с возрастом так хочется покоя!), то обязательно честно скажем об этом друг другу», — пообещал он, завершая разговор.