Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Один в поле воин: в МХТ поставили «Двадцать дней без войны»

Зоя Игумнова, Известия, 8.05.2025
К 80-летию Великой Победы в МХТ им. А. П. Чехова поставили «Двадцать дней без войны». Режиссер Марина Брусникина взяла за основу киносценарий Константина Симонова, по которому Алексей Герман снял фильм с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко в главных ролях. В премьерной постановке заняты Иван Волков, Михаил Пореченков, Светлана Колпакова. «Известия» оценили сценическую версию картины из золотого фонда советской киноклассики.

Обыграть классика

Взяться за название, хорошо известное кинозрителям, — рискованный эксперимент. Но режиссер Марина Брусникина не стала отказываться от предложения Константина Хабенского поставить «Двадцать дней без войны». Одноименный фильм Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко вышел на экраны полвека назад. Тогда именно благодаря тому, что Георгий Товстоногов и Григорий Козинцев предложили Герману снять фильм по сценарию писателя-фронтовика Константина Симонова, автора знаменитых пронзительных строк «Жди меня, и я вернусь…» и обладателя шести Сталинских премий, режиссер и остался в профессии. Его предыдущая работа — «Проверка на дорогах» — была «положена на полку» цензурой, Герман не снимал несколько лет и поэтому ухватился за сценарий по мотивам военных очерков и книги Симонова «Из записок Лопатина». Эта киноповесть стала основой и для инсценировки Марины Брусникиной. Как говорит режиссер, если бы не предложение худрука МХТ, она бы никогда не подумала взяться за этот материал.

— Когда прочитала текст сценария, мне очень захотелось это сделать. Я не испугалась. Только сказала: «Разрешите мне использовать плунжеры» (механизированная поднимающаяся часть сцены. — Ред.). Я знаю эту сцену очень хорошо и понимаю, мало кто пользовался ее возможностями по полной, — говорит Марина Брусникина.

На Основной сцене МХТ плунжеры обеспечивают движение 20 подвижных площадок, которые могут подниматься от уровня сцены вверх на 2,9 м, опускаться вниз на 2,7 м и еще наклоняться, меняя угол. В постановке Брусникиной они не раз меняли свое положение, то изображая руины, то вагоны поезда, то длинный стол, то комнаты в коммунальной квартире.

Сценография, по замыслу режиссера, аскетичная. На пустой сцене пляжные лежаки, деревянные палеты в углу и пустая бочка из-под горючего. В глубине на экран выводится титр: «Почему вспоминается именно это?» А следом — «Городской пляж. Зима». Подобные подсказки для зрителя — как отсылка к первооснове. По сцене ходит народ, в центре мечется странный человек в шинели, шапке ушанке, очках. Он нервничает и куда-то торопится. Скоро поезд его доставит в Ташкент. И как только заканчивается привокзальная суета, в один момент пустая сцена оживает. Быстро и бесшумно вырастают пространства разного уровня.

Еще одним условием режиссера Брусникиной было то, что роль военкора Василия Лопатина, ту, что в фильме играл Никулин, должен исполнить Иван Волков. В канун 1943 года герой отправляется в трехнедельный отпуск в глубокий тыл, в Ташкент, где на местной киностудии снимается фильм по его сталинградским очеркам. Ему предстоит навестить семью погибшего однополчанина, встретить Новый год в мирной компании, пережить недолгую, но яркую любовь — провести 20 дней отпуска без войны.

Герой Ивана Волкова военкор Лопатин своим визитом буквально разворошил жизнь эвакуированных женщин. Каждая стремится встретиться и поговорить с ним, получить утешение и надежду, что мужья и сыновья скоро вернутся с фронта, ведь и он был в Сталинграде и смог выжить. Женщины к Лопатину так внимательны, потому что чувствуют потребность в мужском плече хотя бы на несколько минут. Как признается партнерша Ивана Волкова Светлана Колпакова, интеллигента сыграть невозможно, им можно только быть.

Актриса играет Нику, костюмера эвакуированного в Ташкент московского театра. Как признается Светлана Колпакова, в работе над ролью образ, созданный на экране Людмилой Гурченко, на нее не давил. Она прислушивалась к задачам, которые ставила режиссер. В своей героине Светлана Колпакова видит жажду жизни. Возможно, именно поэтому любовь приходит так стремительно. Актриса полагает, что в мирной жизни ее героиня и не обратила бы внимания на этого мужчину. А в этих обстоятельствах ее не испугала даже разница в 17 лет.

В спектакле заняты и дети артистов. Светлана Колпакова на сцену выходит вместе со своим пятилетним сыном Андреем. Актриса очень сопротивлялась, не хотела, чтобы мальчик пошел в артисты. Но режиссер разглядела дарование, и этому сопротивляться было сложно. Если Андрей быстро влился в работу над спектаклем, то мама до сих пор боится за него.

— У меня впервые, когда я думаю не только о своей роли, но и одновременно волнуюсь за сына, — призналась Светлана Колпакова. — Но риск оправдан. Потому что происходящее на сцене очень красиво и плунжерами создается мощный образ.

Разбитое сердце

В спектакле также заняты Игорь Хрипунов, Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Юлия Ковалева, Илья Козырев, Алексей Красненков, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Валерий Трошин, Алена Хованская, Дарья Юрская, Маргарита Якимова. Все они играют по несколько ролей. Сценарий Симонова густонаселенный.

У народного артиста Михаила Пореченкова одна роль. Его персонаж — летчик Юрий Строганов, с которым Лопатин познакомился в поезде по дороге в Ташкент. Герою изменила жена, и он не может ее простить, хоть и очень любит. Мужчину с разбитым сердцем в фильме играл Алексей Петренко — небольшая, но запоминающаяся работа в картине Германа. Переиграть предшественника Пореченков даже не пытался.

— Моя главная задача была сделать не хуже, чем у Алексея Васильевича. Петренко — великий актер, — говорит Михаил Пореченков. — Я играю человека с раненой душой. Война проходит через жизнь людей, затрагивает самые мирные уголки души человеческой и в итоге поглощает всё. Об этом мы и хотели сказать своим спектаклем. Война расставляет свои акценты, а мы только считываем то, что она делает. У меня два деда не вернулись с фронта. А эту работу я посвящаю мирному времени.

Проза Симонова современна, честна по форме, считает режиссер спектакля. Будучи военным корреспондентом, он знал войну без прикрас.

— Он выводит на первый план людей, находящихся вдалеке от линии фронта, в эвакуации, — отмечает Марина Брусникина. — Они неожиданно вырваны из привычной среды, перемешаны друг с другом, абсолютно потеряны, эмоционально раздерганы. Их жизнь изменилась в один момент, и с этим ничего нельзя поделать, кроме как пытаться каким-то образом жить дальше. Более того, надо находить в себе мужество не просто существовать, но и бороться за победу.

И в этом разрушенном мире, в невероятном холоде вдруг прорастает любовь. А значит, появляется надежда на счастье, опора, смысл жизни. Премьера спектакля состоится 8 мая в 19:00 на Основной сцене МХТ имени Чехова.

Оригинал статьи
Пресса
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Михаил Пореченков: «Амплуа у меня одно – я простак», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 4.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Михаил Пореченков: «Состояние неспокойное, жалко Родину», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.07.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Михаил Пореченков: Я заслужил хорошее место в самолете, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2019
Михаил Пореченков отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2019
Похож ли Пореченков на Пореченкова, Алексей Филиппов, Российская газета, 28.02.2019
Михаил Пореченков готовится к юбилейной роли в «Беге», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 18.11.2018
Сбор труппы МХТ имени Чехова открылся сценой из спектакля Серебренникова, Жанна Самардакова, видеосюжет телеканала «360», 31.08.2017
Михаил Пореченков: «Хочу быть комиком», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 25.01.2017
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Запретить Пореченкова — это утопия, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 7.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Михаил Пореченков в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 18.05.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
День «Д», Татьяна Хорошилова, Российская газета. Союз. Беларусь-Россия, 19.07.2007
Петербургский мачо, Наталья Юнгвальд-Хилькевич, Парламентская газета, 7.06.2007
Дело вкуса, Вероника Чернышева, Независимая газета — Антракт, 6.04.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Михаил Пореченков: «Голливуд, я иду!», Новый Петербургъ, 18.10.2001
Статья о Михаиле Пореченкове на сайте TheART.ru, Театральный Петербург, 1.09.2001
Абсурд по-русски: Михаил Пореченков, Петербургский театральный журнал, 1.07.1999