Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

9 вопросов для Сергея Сосновского

Пресс-служба МХТ, 6.11.2014
- Был ли какой-то решительный момент, когда Вы поняли, что Вы - актер и без театра уже не прожить?

 — Я поехал с двумя девочками поступать в Саратовское театральное училище — просто так, чтобы их поддержать. Я поступил, а девочки не поступили. Это был знак. Потом более полугода я сидел на первом курсе и стеснялся делать этюды. Отсиживался за спинами товарищей, чтобы меня не вызвали. Но пришло время, и мы с моим однокурсником сделали шикарный этюд-импровизацию. Мы надели полумаски и что-то делали со шпагами, умирали, падали, оживали. Комический номер с фехтованием без текста. И тут внутри что-то щелкнуло, и дальше все пошло как по маслу.

- Много лет Вы работали в саратовских театрах. Теперь Вы работаете в Москве. О чем Вы тоскуете, что оставили в Саратове?

 — Сейчас уже ни по чему не тоскую. Дети уехали. Единственное, что меня связывает с Саратовым, — воспоминания. Теща и тесть там живут. Собака моя живет у них. Когда я туда приезжаю, мне хватает двух-трех дней, и я Саратовым перенасыщаюсь. Я ведь не саратовский. Там отличная театральная школа с прекрасными педагогами. Я учился у Надежды Дмитриевны Шляпниковой. До сих пор в институте работает прекрасный артист и педагог Александр Григорьевич Галко.

- Какая самая странная зрительская реакция в Вашей жизни?

 — В Саратовском ТЮЗе подошла после спектакля женщина с маленьким мальчиком. Они были в восторге от спектакля, жалели, что не успели купить цветы. Женщина оказалась с обувной базы, и она подарила мне тапочки, которые несла мужу. Потом я очень долго с этой женщиной дружил, приглашал на спектакли, а взамен получал прекрасную обувь.

- Верите ли Вы в то, что театр может изменить жизнь?

 — Верю. Я как-то ехал в Саратов на поезде, и ко мне подошла молодая женщина. И говорит: «Сергей Валентинович, вы изменили мою жизнь». Я говорю: «Каким образом?» «Я маленькой видела „Пеппи Длинныйчулок“, вы играли Рыжего клоуна. И вы ходили по залу и как бы собирали с детских голов мёд. С моей головы вы тоже собрали мёд, и это для меня было таким чудом, что это изменило мою жизнь».

- Актер — это авторское искусство или исполнительское?

 — Это соавторство. С режиссером, художником и писателем. Театр — коллективное творчество. Я никогда не выступаю на сцене в качестве балалайки, на которой кто угодно может играть.

- Какой у Вас самый любимый период в творчестве?

 — Два спектакля в Саратове. Они меня до сих пор волнуют. «Додо» в саратовской драме. Светлый-светлый спектакль, что было несвойственно для Александра Дзекуна, который его ставил. И его же «Мастер и Маргарита», где я играл Коровьева — спектакль шел два вечера, мы привозили его в Москву.

- Самое экзотическое место, где Вы побывали?

 — В России снимался недавно в городе Пошехонье Ярославской области. Дыра на самом деле. Там все осталось советское, причем советское-советское. Всё развалено. Раньше делали пошехонский сыр и льняное масло, теперь этих производств не существует. Но невероятная красота вокруг: и природа, и ностальгия по 1970-1980-м.

- Актерская профессия помогает выживать?

 — Да, где-то подыграешь, понаиграешь. Я в Саратове много пользовался тем, что меня узнают в магазинах: мне доставалось что-то дефицитное, и в больницах трепетно-нежное отношение к тебе. И сама профессия — она дает благоприятное отношение к жизни.

- Есть ли у Вас любимый афоризм?

 — «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут». Это ведь, прежде всего, для ролей важно. Если не прошел кастинг – значит, не моё. Моё от меня никуда не денется. Жена моя даже завидует такому равнодушию: «Ну, неужели тебя не интересует, пройдешь или нет?!» Конечно, интересует, но меня не зацикливает на этом. «Только бы прошел, только бы прошел!» — так я никогда даже внутри себя не говорю. Вот как только начинаешь так заклинать — верняк, что ничего не выйдет.