Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Трагический клоун

Светлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014
1 января исполняется 60 лет народному артисту России, актеру МХТ им. А. П. Чехова Сергею Сосновскому. Он прошел классический для российской сцены путь. Родился в глубинке, поднабрался жизненного опыта, прежде чем прийти на подмостки, прослужил четверть века в провинции, но тут особый случай: Саратовский театр драмы, которому он отдал годы, провинциальным можно назвать лишь по географии. Потом был замечен и приглашен в столицу.

Сергей Сосновский родом из села Макруша Красноярского края. В юности он подумывал о строительном техникуме, учился на автослесаря. Судьба привела его в драмкружок. Потом за компанию Сосновский поступил в Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова, которое всегда высоко ценилось в театральном мире. Окончил его в 1976 году и был принят в Саратовский ТЮЗ, живший идеями легендарного режиссера, уникума детского театра Юрия Киселева. И тут Сосновский, как говорится, не зайчиков играл (хотя, возможно, что и их), а Треплева в чеховской «Чайке», Николая Чернышевского в «Что делать?» (после этой роли кто-то из местных художников хотел даже написать портрет своего земляка Чернышевского с Сергея Сосновского). Шут Оселок в «Как вам это понравится» Шекспира тоже был сыгран на тюзовской сцене. Диапазон актера с самого начала оказался широким: от драмы до комедии. Не зря один саратовский клоун, увидев Сосновского в спектакле «Пеппи Длинныйчулок» в роли рыжего Джима, пригласил его поработать в цирк.
Говорят, что Сосновский хотел уехать в Сибирь, чтобы там создать собственный коллектив. Но помешал главный режиссер Саратовского театра драмы им. К. Маркса Александр Дзекун: убедил остаться, пригласил в труппу. У него Сосновский проработал 18 лет и расцвел как артист, стал профессионалом высшей пробы. В 1986 году он сыграл Коровьева в знаменитом спектакле «Мастер и Маргарита», шедшем в два вечера. Поставил Дзекун и малоизвестный тогда «Багровый остров» Булгакова, дав Сосновскому роль главнокомандующего Ликки-Тикки. В 1990-м появился «Христос и мы» по «Чевенгуру» А. Платонова, где Сергей Валентинович сыграл Прокофия Дванова, совладав с непростой поэтикой автора. Каждое его слово звучало как музыка. Удивительное свойство Сосновского – универсальность. Счастливцев в саратовских «Мечтателях» (по «Лесу» и «Талантам и поклонникам» А. Н. Островского) – его материал. Но будь он Несчастливцевым, справился бы не хуже.
В апреле 2004 года Сергей Сосновский стал актером МХТ им. А. П. Чехова. Пригласил его в Москву Олег Табаков, никогда не забывающий саратовских земляков. Вспомнилось, как про хорошего артиста, перешедшего из Киева в питерский БДТ, говорили: в Киеве он казался петербуржцем, а в Петербурге – киевлянином. Про Сосновского не скажешь: мол, выглядел москвичом в Саратове, а в МХТ – провинциалом. У него иная природа таланта. Другое дело, что Москва многого ему не предложила.
Зато удалось поработать с режиссерами молодой генерации. Сосновский сыграл Дух отца Гамлета и Актера в «Гамлете» Юрия Бутусова, не раз работал с Кириллом Серебренниковым: в «Господах Головлевых» по Салтыкову-Щедрину создал колоритный образ упыря-сквернослова Владимира Михайловича Головлева и в «Человеке-подушке» Мартина МакДонаха, верно уловив специфику сложного автора и роли Тупольски, почувствовал себя в родной стихии. Потом были «Трехгрошовая опера» Брехта и роль хитрого Джонатана Пичема, заправляющего фирмой «Друг нищего». Он появляется в ушанке и трениках, а брехтовские зонги переводит в формат приблатненного речитатива. В «Зойкиной квартире» по Булгакову в постановке Серебренникова Сосновский сыграл председателя домкома, но не привычного Анисима Зотиковича Портупею, которого здесь просто нет, а человека по фамилии Аллилуя. Это ему принадлежит коронная фраза: «При советской власти спален не полагается». Сосновскому часто приходится говорить со сцены про современную Россию вне зависимости от времени и места действия. 
О роли Сарафанова в «Старшем сыне» Вампилова Сосновский и не мечтал: образ Евгения Леонова стоял перед глазами. Но Сарафанова Сосновский все же сыграл в спектакле Константина Богомолова в Театре п/р О. Табакова. И это одна из самых крупных и ярких его ролей московского периода. Неудачник, которого жизнь сделала жестким, поначалу сочувствия не вызывает. Но рядом с неожиданно обретенным сыном в исполнении Юрия Чурсина, несущего заряд отрицательного обаяния, Сарафанов становится нелепым и трагичным. Позднее у Богомолова Сергей Сосновский сыграл в чеховской «Чайке» доживающего вялую жизнь, полуинсультного Сорина. Говорит он как Брежнев, поет голосом Зыкиной, приглашает на танец зрительниц из партера. Но капустнический дух его не поглотил: за Сориным прочитывается судьба.
Сосновский хорош для Булгакова и Чехова, Горького и Островского. Он может быть полнокровным и минималистичным, что особенно ценно в кино. На одном из профессиональных киносайтов про него написали: амплуа – романтический герой, трагический герой, комик-буфф, неврастеник. У Сосновского гибкая актерская природа и черты, позволяющие создать любого персонажа. Но он не человек без лица или со стертой внешностью – у него сотни лиц. 
В кино Сергей Сосновский сыграл более 30 ролей, участвовал в заметных проектах: «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, «Охота на пиранью» Андрея Кавуна, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Исаев» Сергея Урсуляка. Чаще ему доставались небольшие роли, ни одна из которых не стала проходной. Он – мастер эпизода, но и актер для главных партий. Совсем недавно Сосновский сыграл Сатина в современной киноверсии «На дне» Владимира Котта, где персонажи Горького отправлены на гигантскую свалку. Сатин с разбитой физиономией, напоминающий бомжа, буднично и без хрестоматийного пафоса произносит монолог: «Человек – это звучит гордо». Работа спорная, но для актера интересная. К Сосновскому всегда идут режиссеры в поисках чего-то нового, а он бесстрашно откликается на эксперимент, вызывая огонь критики на себя.

Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (№ 1, 2015 г.).