Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Любовь и жулики

Ирина Алпатова, Культура, 31.03.2005
В подобных постановках есть своего рода вызов. Наверняка неосознанный. И все же когда на гребне театральной волны нечто странное, сложное, концептуальное и зачастую не вполне понятное, отважиться на немудрящие «деревенские страдания» (а именно такой подзаголовок дал своей пьесе Александр Коровкин), конечно, рискованно. Тем более в модном театре, которым давно уже слывет Табакерка. А между тем пьеса Владимира Гуркина «Любовь и голуби», с которой уже начинают сравнивать творение Коровкина, воплощенная прежде всего на киноэкране, но и на сцене тоже, давно стала явлением почти культовым. Главное, как ко всему этому отнестись — довериться ли доходчивой простоте и внятности, либо счесть их предметами, не стоящими сценического внимания. 

История же в прошлом актера, а ныне драматурга и сценариста Александра Коровкина для театра весьма любопытная. Сюжет ее вряд ли стоит пересказывать, чтобы не отнимать у потенциального зрителя прелести новизны. Но стоит отметить — при доминирующем комедийном жанре тут есть масса прививок самого разного характера: и психология, и детектив, и смех, и сантименты. Причем все это замечательно монтируется, не требует суперпродвинутой режиссуры и при этом предлагает заманчивый материал для актеров.

Табакерка уже не в первый раз предоставляет своим актерам возможность дебютировать на режиссерском поприще. Так в свое время было с Владимиром Машковым, потом с Дмитрием Петрунем, Андреем Смоляковым. Теперь настал черед Александра Мохова, который со своей задачей отменно справился. Не демонстрируя никаких амбиций, доверился сюжету и настроению и, выдвинув вперед актеров, достойно ушел в тень. При этом режиссерская рука отнюдь не дрожала, а в результате новорожденный спектакль не склонен распадаться на череду актерских соло и дуэтов, но представляет собой действо цельное и крепко сбитое.

Ольга Шагалина, более известная как художник по костюмам, на сей раз выступила и в качестве сценографа, сделав забавную деревенскую зарисовку. Низенький заборчик, крылечки со ступеньками, развешанные повсюду скатерти и простыни. Персонажи, как водится в нехитром сельском быту, скрытом от посторонних глаз, щеголяют в резиновых ботах, спортивных костюмах, драных майках и заношенных рубашках. Сценическому действию аккомпанирует закадровый лай собачонки, покой которой то и дело нарушают темпераментные герои.

А мыльные сериальные страсти, отголосок которых доносится из включенного телевизора, оказывается, способны оккупировать и тихую российскую глубинку. Хотя как к «мылу» здесь к ним никто не относится. Все — всерьез и надолго, а главное — со всем душевным пылом: и любовь, и ревность, и обман, и даже утопический хеппи-энд с раскаявшимся жуликом.

Играть в спектакле приглашена, как повелось, сборная актерская команда — из родственного чеховского МХТ, свободного полета и собственно из Табакерки. И судя по первому впечатлению, актерам вполне нравится не «изображать жертву», но воплощаться в живых людей, не столько сконструированных драматургом, сколько подсмотренных в реальности. Подкорректированной, конечно.

Кажется, здесь впервые раскрылась замечательная молодая актриса Кристина Бабушкина (Лиза), которую в родном МХТ все время пытаются заморочить «странностями», будь то безвременно сошедший со сцены Леонид Андреев, Горький или братья Пресняковы. В сентиментальной и смешной простоте «Куклы» ей наконец-то довелось подарить залу свою естественность, характерность и темперамент. И Сергей Угрюмов (непутевый алкаш Колька) — ну такой в доску «свой», что даже искусно выполненные гримером синяки и царапины кажутся настоящими. А уморительный дуэт «стариков», Раисы Рязановой (Андреевна) и Владимира Краснова (Митрич), с их самогончиком, распитым украдкой и занюханным папироской, с их комичным сватовством? Быть может, менее повезло Александру Фисенко (Сергей), потому как психологически двойственную природу своего благородного афериста он так до конца и не прояснил ни себе, ни нам. Но это — дело будущего.

Нормальная же публика, попавшая на премьеру «под замену» спектакля, практически не разбавленная мудрствующей критикой, постановку Александра Мохова восприняла «на ура». И было за что. Комичная «окрошка» лубочного характера здесь приправлена, помимо прочего, громогласными шлягерами и народными песнями, драками и трюками. Что же касается Табакерки, то «Кукла» — это уже не первый опыт подобного «простого» спектакля. Все началось с «Солдатиков» Владимира Жеребцова — Дмитрия Петруня, задавших верный тон. Потом, правда, на подобном же «Потомке» Жеребцова театр немного забуксовал. Но теперь снова обрел твердую колею и покатил бодро и ровно. Никто не спорит, лицо театра в большей степени определяют поисково-фестивальные спектакли, но и без подобных «Кукле» искренних, игровых и веселых вещей тоже вряд ли стоит обходиться.