Хореография, пластика

Великолепная восьмерка

, 29.05.2025
Сцена с бриллиантами Posie

На сцене МХТ им. А. П. Чехова — «8 разгневанных женщин» в постановке Аллы Сигаловой. Играют Алла Сигалова, Дарья Мороз, Александра Ребенок, Анна Чиповская, Софья Эрнст, Маруся Фомина, Юлия Чебакова, Софья Шидловская — и бриллианты Posie.

«Восемь женщин» француза Робера Тома — классическая театральная пьеса 1960-х. Детектив с единством времени и места, с завязкой в виде убийства хозяина дома, в котором встречаются восемь женщин. У каждой — своя, и при этом главная, роль, у каждой есть мотив любить или убить.

Новый спектакль назван «8 разгневанных женщин», а не просто «Восемь женщин» или тем более «Восемь любящих женщин», как бывало в прежних российских постановках. «Пьеса Тома настолько легковесна и вариативна, что дает возможность наполнить этот хорошо закрученный детективный сюжет теми смыслами и подтекстами, которые меня волнуют сегодня: это манипулятивные технологии власти между мужчиной и женщиной»,— говорит Алла Сигалова.

Стилистика нашего времени заметна во всем: в постановке танцев, в ярких монохромных декорациях и костюмах, даже в использовании настоящих драгоценностей дома Posie. Какую же роль играют на сцене украшения? «Ну, во-первых, это красиво! — улыбается режиссер.— Но если серьезно: в этом спектакле важно, чтобы каждая героиня блистала не только яркой индивидуальностью, но и была обрамлена изысканностью и эффектностью всего, что может работать на подчеркивание ее личностных качеств: костюм, макияж, прическа, аксессуары… Персонажи пьесы живут и стремятся к вполне определенному богатству и красоте, в том числе выраженной в великолепных бриллиантах, которые их украшают».

Знаменитые украшения всегда имеют и собственный эмоциональный смысл и подтекст, раскрывающийся в шедеврах ювелиров-художников. Они не раз были связаны с величайшими страницами истории — как это случилось с Иеремией Позье, создавшим в 1762 году Большую императорскую корону для Екатерины Великой. Потому и современный дом Posie, возродивший традиции русской ювелирной и гранильной школы, умеет придать своим украшениям истинный драматизм.

Их произведения служат дополнительными характеристиками персонажей. Колье-воротничок «Опера» из 296 бриллиантов — для героини, привыкшей высоко держать голову; кольцо «Пируэт» с пятикаратным бриллиантом помогает властному жесту. Кольца, серьги и браслеты с растительным узором «Коронация», с лепестками «Букетов», игрой бриллиантов на лопастях «Вееров» добавляют новое измерение театральной игре.

Алла Сигалова согласна с тем, что само распределение ролей — это своего рода создание ожерелья, в котором каждый персонаж, как драгоценный камень, работает на общий ансамбль и играет свою собственную роль: «Распределение актрис на роли — это 50% успеха! Здесь собраны настоящие драгоценности Московского художественного театра. Каждая из актрис имеет заслуженное громкое имя в профессии, и каждая является ярчайшим украшением в этом ожерелье ярчайших персонажей».

Каждая из героинь наделена особой пластикой, каждая получила особое, как говорит Сигалова, «хореографическое высказывание». Не зря говорят, что именно в танце женщина раскрывается полностью — когда ее характер и ее разум живут в унисон с ее телом. «Хореографические высказывания каждого персонажа — это маленькие и емкие характеристики каждой героини, их внутреннего, скрытого мира. Это музыкально-хореографические сюрпризы, полные иронии, сарказма и грусти».

Чем привлекла режиссера ее собственная героиня? «Бланш, которую я играю,— это самая взрослая дама в доме, где происходит действие спектакля. В ней бурлят страсти и комплексы, борются желания и невозможность их осуществления. Мне интересен такой противоречивый и безумный персонаж,— говорит Алла Сигалова.— Олег Павлович Табаков два раза делал мне предложение участвовать в спектаклях МХТ в качестве актрисы — оба раза я ему отказала. Он был рассержен и несколько месяцев со мной даже не здоровался, потом наши нежные отношения восстановились. И вот теперь я посчитала правильным все же выйти на сцену МХТ, в этом спектакле. Думаю, Олег Павлович был бы доволен!»

Оригинал статьи
Пресса
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993