Режиссеры | Алла Сигалова: главное — находиться в состоянии непрерывного развития, 29.04.2025 Актриса рассказала о новом спектакле, режиссерской работе, съемках в кино и литературном творчестве8 марта на основной сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Восемь разгневанных женщин» по одной из самых известных пьес французского драматурга XX века Робера Тома. Постановка стала очередной режиссерской работой Аллы Сигаловой — заслуженной артистки России, хореографа, профессора, педагога и лауреата многочисленных театральных премий. Уже на протяжении нескольких десятков лет Сигалова исследует грани сценического искусства. В преддверии Международного дня танца мастер рассказала ТАСС о работе над спектаклем, новых проектах, отношении к искусственному интеллекту и о том, как она попала в театр. — Совсем недавно в МХТ им. А. П. Чехова прошла премьера вашего спектакля «Восемь разгневанных женщин». Алла Михайловна, поделитесь, как появилась идея постановки? — Как обычно приходят идеи: сначала тебе хочется что-то сказать, потом ты ищешь материал, через который можно выразить мысль, не дающую тебе покоя, — и в конце-концов находишь. Я, однако, считаю, что людям нужно дать свободу воспринимать постановку так, как они захотят. Кто-то увидит одно, кто-то — другое. Никакого насилия быть не должно. И это касается любого произведения искусства. — В «Восьми разгневанных женщинах» вы выступили не только в качестве режиссера, но и в качестве актрисы. Каково это — совмещать роли? — Для меня это вполне привычное дело, потому что я часто принимаю участие в своих же спектаклях. И тут нет ничего сверхъестественного. Я не единственная, кто совмещает обязанности. Ведь многие режиссеры играют в своих постановках: Владимир Машков, Константин Райкин, Константин Хабенский — и каждый приспосабливается по-своему. — А как приспосабливаетесь вы? — В своей профессии я очень аккуратна. На репетицию всегда прихожу подготовленной. И в поисках никогда не теряюсь: я знаю свою траекторию и понимаю, что должна сделать именно сегодня. Также у меня всегда есть возможность сесть в зале и посмотреть, что происходит на сцене. Это вопрос техники и высокой организованности. — Хочется отметить, что вы также активно снимаетесь в кино. Какие новые проекты с вашим участием ждать зрителям? — 12 мая состоится премьера сериала «Чужие деньги». Это будет очень любопытная вещь, которую снял замечательный режиссер (Игорь Твердохлебов — прим. ТАСС). В проекте также приняла участие замечательная команда артистов. Следующая премьера — сериал «Жар» (режиссер Артем Аксененко — прим. ТАСС). Эти ленты уже отсняты. Что-то сейчас находится в постпродакшене, что-то — вот-вот выйдет. В общем, будет череда премьер, летних и осенних. — Алла Михайловна, вы попробовали себя и в качестве писателя: в 2019 году вышла ваша книга «Счастье мое!». Планируете ли выпускать продолжение? — Да, собираюсь. Сейчас как раз пишу новое произведение. — Как давно над ним работаете? — Я начала думать о второй книге сразу после выхода первой, потому что было много невысказанного. Со временем поняла, что мне все больше хочется сказать о том, о чем пять лет назад я сказать не решилась. — Когда думаете выпустить книгу? — Пока рано говорить, еще подождем. Пять лет — это довольно маленький срок, для того чтобы накопить силы и эмоции для следующего произведения. Варианты названий для него я придумала первым делом, но говорить про них пока не буду: слишком уж их много. — А сами находите время для чтения? — Обязательно. Мне кажется, самое главное — быть в состоянии непрерывного, бесконечного развития. Если ты превращаешься в заскорузлый памятник, ты через какое-то время перестаешь быть интересным, прежде всего — себе самому. И я не верю, что человек не может найти время взять в руки книгу или посмотреть фильм. — Алла Михайловна, вы являетесь преподавателем в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ. Какими принципами руководствуетесь в работе? — Да, принципы у меня несомненно есть. Это воспитание личности — творческой, духовной и профессиональной. Ведь, приходя в театр, в кино или на выставку, мы прежде всего интересуемся личностью художника, ее масштабом. Немасштабное неинтерсно. А если масштаб огромен, если в человеке бушуют страсти, если творец передает определенные смыслы, то он, конечно, заинтересует публику. — А как вырастить такого профессионала? — Мне кажется, нужно давать человеку возможность свободно высказываться на те темы, которые его волнуют. Важно располагать его к внутреннему волнению — человек должен быть по-настоящему взволнован. — Неужели вот этого «волнения» можно добиться через воспитание? Оно не врожденное? — Могу сказать, что все, кто учится в ГИТИСе, во МХАТе, да и в театральных институтах в целом, — не просто люди. В них изначально заложен какой-то талант. И наша задача — этот талант раскрыть, воспитав в учениках личность. — Что вы сегодня могли бы сказать тем, кто только собирается связать свою жизнь с танцем? — Знаете, ведь жизнь с танцем обычно связывают еще в детстве, когда ребенок совсем маленький и мало что понимает. И здесь нужно, скорее, обращаться к родителям, которые приводят детишек на эту Голгофу: наверное, это самая тяжелая профессия из всех театральных профессий. Если артист драматического театра может себе позволить в 10:00 утра проснуться, то артист балета в это время уже стоит в репетиционном зале. Мало того, он должен преодолевать мышечную и суставную боль, а иногда и вовсе абсолютное нежелание бороться с этой болью. А дальше еще репетиция, потом спектакль — и везде преодоление. Да, драматические артисты преодолевают боль, но эмоциональную. А ведь физическая боль более материальна, мучительна. — Какое наставление вы бы дали родителям, которые хотят видеть своих детей в числе артистов балета? — Подумайте, куда вы ведете своего ребенка. Это травмы, перегрузки — профессия сложная. — Алла Михайловна, вас же тоже однажды ответили в театр родители? Как это было? — Да, я там выросла, мои родители — театральные люди. Интересно, что меня в театр сначала и вовсе не принимали: я была очень высокой. В 12 лет рост пришел в норму, но, когда мне сказали, что меня не возьмут, я рыдала так, что дома все испугались — они подключили свои связи, и в итоге меня приняли «по блату». И кстати, очень многих детей принимают именно так. Однако кто-то доходит до финальной точки, а кто-то уходит, не преодолев сложностей, продиктованных этой профессией. — Как вы считаете, какие ключевые моменты в карьере повлияли на формирование вашей личности? — Встречи с уникальными людьми, которые внесли большой вклад в мое развитие. Да, прежде всего — люди. А вот каких-то ключевых для себя работ я назвать не смогу: нет ни одной, которая не принесла бы мне опыт, подтолкнувший впоследствии к новым свершениям. — А как вам удается сохранять такой продуктивный подход к работе? — Мой организм обладает какой-то уникальной возможностью загадывать бесконечные желания — и я всегда вынуждена их исполнять. Моему организму все время чего-то хочется: на уровне сознаний, эмоций. И я чувствую, что все эти задумки я обязана осуществить. Так что в каком-то смысле я раб своих чувств и желаний. Добавлю, что у меня всегда есть множество планов, но я не мечтаю. У меня есть мое «хочу». Мечта — это что-то абстрактное: лежишь на диване и представляешь, выдумываешь. Если я знаю, что я чего-то хочу, я сразу начинаю это делать. Если сталкиваюсь с неудачами, я на них не реагирую, иду дальше. — Отдельный блок хочется посвятить теме искусственного интеллекта. Сейчас активно обсуждается его внедрение в искусство. Возможно ли, на ваш взгляд, сочетание ИИ с хореографией? — На самом деле это происходит уже давно. И такой симбиоз дает потрясающие результаты, особенно когда к этому причастны люди с хорошим художественным вкусом. Прекрасно, что наука развивается столь стремительно и что художественная жизнь соприкасается с этим развитием. Одно толкает и подпитывает другое. Это замечательно. — А вы использовали искусственный интеллект в работе над постановками? — В некоторых постановках мы использовали подобные программы, но на довольно примитивном уровне. Мне бы хотелось найти человека или целую команду, которая помогла бы внедрить эти технологии в спектакли в более серьезных масштабах. Это может открыть перед нами невероятные возможности. — Алла Михайловна, как вы думаете, сможет ли ИИ полностью заменить человека? — Этого никто не знает. Однажды мне подарили телефон с большим дисплеем, и я подумала: «Что с этим делать? Как с этим чемоданом можно ходить?». А теперь мы даже не задумываемся о том, что эти технологии — важнейшая часть нашей жизни. И такое интенсивное развитие происходит на моем веку! Я обожаю все новое — быстро осваиваю и стараюсь использовать в профессии. — А как, по вашему опыту, зрители воспринимают вот эту новизну? — Все зависит от зрителя. Готовый к восприятию нового — радуется. Для других новизна — агрессивная среда, в которой человек не хочет находиться. В данном случае, конечно, зритель ничего воспринимать не будет. — Будем завершать нашу беседу вопросом, приуроченным к Международному дню танца, который отмечается 29 апреля. Как бы вы охарактеризовали значение танца в нашей с вами жизни — в жизни людей? — Танец — это замечательная возможность рассказать о том, что ты слышишь, выразить вот эту музыкальность — самое прекрасное, что у нас есть. Иногда, конечно, бывает музыка, к которой танец не очень подходит. И в таких ситуациях лучше просто молча слушать музыкальное произведение. Вообще все хореографы ощущают танец по-разному. Для меня танец идет «после» — вслед за музыкой: куда музыка меня ведет, туда я и следую. Оригинал статьи Пресса Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025 Алла Сигалова: главное — находиться в состоянии непрерывного развития, Полина Богомолова, Элина Шторц, ТАСС, 29.04.2025 Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025 В Москве состоялась торжественная церемония вручения премии Художественного театра, видеосюжет Первого канала, 29.03.2025 Алла Сигалова: «Я помню годы, когда женщины были теплее и любвеобильнее», Мария Ушакова, U MAGAZINE, 10.03.2025 Премьера спектакля «8 разгневанных женщин» в МХТ имени Чехова: фоторепортаж, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 10.03.2025 На что способна женщина. Алла Сигалова рассказала о любви и мужской воле, Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 8.03.2025 «Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025 Фото Аллы Сигаловой, Софьи Эрнст, Дарьи Мороз и других «разгневанных женщин» в МХТ им. Чехова: фотогалерея артисток, фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 8.03.2025 МХТ покажет спектакль «8 разгневанных женщин» Аллы Сигаловой, ТАСС, 8.03.2025 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «8 разгневанных женщин», Полина Федосеева, BFM.ru, 7.03.2025 В Москве прошел пресс-показ спектакля «Восемь разгневанных женщин», видеосюжет телеканала «Россия 24», 7.03.2025 Премьера МХТ им. Чехова — криминальная драма «Восемь разгневанных женщин», видеосюжет Первого канала, 7.03.2025 Софья Эрнст рассказала об идее спектакля «8 разгневанных женщин», «Доброе утро», Первый канал, 7.03.2025 Крупным планом: Алла Сигалова в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 5.03.2025 Приоткрытый занавес: режиссер Алла Сигалова, Музей МХАТ, 2.03.2025 Все, что нужно знать о спектакле Аллы Сигаловой «8 разгневанных женщин» (фоторепортаж), U MAGAZINE, 24.02.2025 8 и 9 марта на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера спектакля Аллы Сигаловой «8 разгневанных женщин» (фоторепортаж), Ok!, 21.02.2025 «8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 «Как будто идешь по паутине». Алла Сигалова о профессии режиссера, Наталья Витвицкая, Коммерсантъ, 26.03.2019 Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019 Сто лет за два часа, или Как станцевать “XX век. Бал” в МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 17.03.2019 Алла Сигалова: «Если я делаю глупость, то запредельную!», Андрей Дворецков, Э-Вести, 14.03.2019 Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019 Алла Сигалова рассказала о Константине Эрнсте и его жене, 7 дней, 4.03.2019 Легендарный хореограф и режиссер Алла Сигалова отмечает день рождения, видеосюжет Первого канала, 28.02.2019 Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019 Алла Сигалова: Моя действительность ярче мечтаний!, Анна Владимирова, Труд, 1.02.2019 Алла Сигалова: Во всем мире нас воспринимают как угрозу, Олег Перанов, Собеседник, 25.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019 В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019 Алла Сигалова: «Еврейская кровь во мне очень сильна!», Гарри Канаев, Stmegi.com, 2.01.2019 Ленивцы и любовницы: московские театры занялись большими форматами, Влад Васюхин, Известия, 28.12.2018 Константин Эрнст, Алла Сигалова и Ирина Пегова в программе «Вечерний Ургант», Первый канал, 27.12.2018 Бал столетия в Камергерском переулке: спектакль в МХТ им. А. П. Чехова, Андрей Миндовский, Ревизор, 24.12.2018 Women in Power: Алла Сигалова – о новом спектакле «ХХ век. Бал», работе с Владимиром Машковым и вере в чудеса, Арина Яковлева, Post@-Magazine, 24.12.2018 В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 Алла Сигалова о премьере «XX век. Бал»: спектакль не про историю XX века, а про наши ощущения от него, видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 12.12.2018 Эрнст и Сигалова выпустили спектакль в МХТ, 7 дней, 8.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 Алла Сигалова: «Творчество это неприятно», Анна Позина, Известия, 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 5 декабря в МХТ дадут «ХХ век. Бал», Ревизор, 4.12.2018 «Специальный репортаж»: «Какие наши годы», телеканал «Москва 24», 1.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 Алла Сигалова в Риге: «Это будет невыездной спектакль, так что — приезжайте сами», Наталия Морозова, LSM.LV, 7.10.2018 Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Истина в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007 Про это, Итоги, 8.01.2007 Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006 Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006 СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006 Эмма это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006 Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006 АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, 22.12.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 Феллини не ночевал
, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004 АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993 ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993 СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993 |