ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Место риска

Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018
Юрий Бутусов родился в городе Гатчине Ленинградской области. Окончил судостроительный техникум, а затем режиссерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Уже его дипломный спектакль — «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэла Беккета — получил две премии «Золотая маска». В тот же год режиссер был приглашен в Театр Ленсовета. В его послужном списке десятки постановок и России я за рубежом. Спектакли Бутусова — неординарное прочтение классики. Их отличает яркий визуальный ряд, метафоричность и свободное обращение с драматургией. В сентябре 2018 года Юрий Николаевич стал главным режиссером московского Театра имени Евгения Вахтангова.

Какие у вас ближайшие планы?
Вернулся из Южной Кореи, где ставил «Кукольный дом» Ибсена. Два месяца репетировали по восемь часов в день. 8 и 9 ноября в РАМТ приезжал из Петербурга мой «Гамлет», премьера Театра Ленсовета. 12 ноября в Театре Вахтангова – сатириконовская «Чайка». О дальнейшем пока умолчу.

Премьера в МХТ спектакля «Человек из рыбы» по пьесе Аси Волошиной — ваше первое обращение к современной драматургии?
Как ни странно, это так. Был в моей биографии Александр Вампилов, но его творчество уже стало классикой. Еще — пьеса братьев Пресняковых, но она перекликается с темой романа Льва Толстого «Воскресение».

Что вас привлекло в этом тексте?
Чувство, которое возникает при прочтении, при встрече с каким-то серьезным явлением, очень трудно определить и сформулировать. Когда начинаешь его вербализовать, оно становится плоским, банальным и не соответствует тому, что ты испытал. А еще, если слишком внятно проговоришь, найденное чувство вообще может от тебя уйти. Поэтому я предпочитаю не отвечать на такие вопросы. Просто сидишь и ждешь, когда к тебе придет пьеса. Мне кажется, не мы находим их, а они отыскивают нас. Читаешь и ждешь. У тебя есть о голове какой-то набор предпочтений, но это не значит, что ты прочел и сразу ахнул. Материал может лежать в тебе много лет. А потом в какой-то момент по стечению обстоятельств, в связи с изменившейся атмосферой времени и того, что происходит с тобой, в стране, в мире, текст вдруг выползает из недр подсознания. И ты должен понять и услышать, что настало время с этой пьесой поспорить.

Значит, важнейшее качество драматургии — актуальность?
Нет, для меня это не так, для меня важнее поэтический строй, эмоции, чем пропитана пьеса. Суть профессии режиссера, то, что отличает ее от всех остальных, — умение поймать момент необходимости возникновения этого произведения на сцене. Помимо всех остальных вещей — знания психологии, умения работать с актером, с композицией… Наверное, это то, что Товстоногов называл сверхзадачей. Если не говорить специальными терминами, то чувство, когда все слагаемые совпадают. Что касается «Человека из рыбы», это невероятной искренности и честности текст. Мощное гражданское высказывание драматурга. И еще, что особенно важно для меня, — пьеса пропитана сумасшедшим человеколюбием. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос.

Автор Ася Волошина много говорила о метафоричности своей истории. Вы сразу обнаружили поэзию в бытовом сюжете?
Огромное количество пьес не выходит за рамки бытописаний. А «Человек из рыбы» содержит серьезные обобщения, внятный этический посыл и невероятно острую театральную форму.

Действие пьесы происходит в питерской квартире. Не слишком ли велика для постановки сцена Московского Художественного театра?
Я люблю большие пространства. Они дают возможность больших обобщений, больших смыслов, в них сложно работать, и это меня привлекает. Когда начинал, сделал три постановки в камерном пространстве. Они были успешны, и после этого мне стала интереснее крупная форма. Что касается квартиры на Караванной, то это метафора, к обычной квартире она не имеет никакого отношения. 

А что вы не любите в театре больше всего?
Успокоенность и непонимание того, что театр, как и жизнь, должен развиваться и меняться. Это не музей, он тесно связан с сегодняшним днем. Я не люблю, когда мне со сцены не задают вопросов. Мне не нравится антрепризная пустота, когда актер думает: «Стоит только выйти на сцену, улыбнуться — и все будет в порядке». Неприятно, что на многих площадках утрачено человеческое и профессиональное достоинство и они превратились в развлекательные учреждения. Сейчас очень много агрессивного непонимания сути и желания навязать всему сообществу представление о театре как о предприятии обслуживания населения, нацеленного лишь на зарабатывание денег. А театр — важнейшее место, наравне со школой и больницей.

Как вы понимаете, что спектакль удался?
Успех связан с особым чувством, которое рождается в зале и в тебе, когда спектакль нас объединяет. Как только появляется что-то настоящее, все сразу это нутром чуют. И если все сделано честно и хорошо, если правильно заданы важные вопросы, люди откликнутся, придут.

За последними событиями в современном искусстве успеваете следить?
К сожалению, не успеваю смотреть все, что хотел бы. Люблю немецкий театр. Потрясение этого года — Тальхаймер с «Кавказским меловым кругом». Очень жалею, что убрали из берлинского «Фольксбюне» Франка Касторфа, который успешно управлял этим театром четверть века. В мире искусства жизнь кипит. Есть Водолазкин, Сорокин, Улицкая, Шаров. Это те авторы, которые мне интересны. Недавно удалось посмотреть «Аритмию» Хлебникова — фильм, прекрасный своей актуальностью. Я бы не смог такое сделать.

А себя считаете хорошим руководителем?
Извините за нескромность, да. Семь лет в Театре Ленсовета доказали это.

Значит, с вами легко договориться?
Конечно, я человек компромисса. Но у меня есть принципы, через которые не могу переступить. Если почувствую, что переговоры бессмысленны, просто уйду. Если я не нужен — до свидания. Время возможности компромисса имеет ограничение. Я устаю, и мне жалко времени. Хочу двигаться, учиться, воспринимать.

То есть идти ва-банк — не лучший выход?
Я могу рисковать только на сцене, там не боюсь ничего. А в жизни все наоборот, и общение с внешним миром для меня непросто и болезненно. Только театр — родное место, там я как рыба в воде. Мне интересно только одно дело в жизни. Когда-то очень увлекался футболом, но потом его вытеснила сцена. Иногда жалею: быть может, я что-то упускаю. Еще я большой путешественник, люблю ездить по разным странам.

Чаще выбираете новые места или проверенные?
Люблю возвращаться туда, где было хорошо, делать то, что уже делал, а потом мчаться куда-то по новому маршруту. Это никак не противоречит друг другу. В последнее время не остаюсь в России на Новый год, потому что родителей уже нет, а прежде мы вместе собирались у елки. Мама с папой ушли, и теперь стараюсь куда-то уехать. Побывал во многих странах, пытаясь вернуть ощущение праздника. И в этом мне часто помогает Аэрофлот. (Смеется.) Впечатления, которые я получаю от новой страны, и есть праздник. Никогда не стремлюсь к тому, чтобы Новый год был необычным, ненавижу фейерверки, шум и грохочущую музыку. Для меня самое важное — тишина, покой, хороший стол и узкий круг близких людей.

Какие страны открыли за последний год?
Африку, страну Габон. Это совершенно фантастическая история. Я до сих пор под огромным впечатлением. В самом центре континента, на экваторе, добраться туда очень сложно — сначала самолет, потом джипы, лодки. Я тяжело переношу жару и очень боялся, но все прошло легко. Было два местных проводника — Юра и Дима. Это их реальные имена, по паспорту! Юра — видимо, потому что Гагарин, а Дима сказал, что папа назвал его в честь какого-то русского футболиста. У меня есть предположение, что в честь Аленичева. Они могли видеть, как Дмитрий играет в испанской футбольной команде.

Чем еще запомнилась Африка?
Стадами слонов, которые выстраивают крепости вокруг своих малышей. И ужасом пейзажа, когда мы ехали по кромке океана, и был отлив. До воды — метров сто, и километров двадцать мы видели нескончаемую полосу пластмассовых бутылок, резины, даже компьютер там валялся. Вот что мы делаем с планетой. Я и так человек аккуратный, но после этого стараюсь, насколько возможно, заниматься разделением мусора. Иначе можно умереть от страха. Это Африка, и там ничего нет, кроме слонов и километров этой грязи. Видимо, течения все сносят туда. Еще открытием для меня стала Хорватия, просто чудо какое-то. И невероятное путешествие в Грузию, в Казбеги, где я по¬знакомился и подружился с удивительными людьми. Фантастическая страна! А в списке постоянных привязанностей — Финляндия, всегда стараюсь провести летний отпуск в этом покое, чистоте и аккуратности.

Кроме театра и путешествий, что-то увлекает?
Я обожаю велосипед, рыбалку, музыку, учусь готовить, люблю белое вино, книги.

Ваше кредо?
У Чехова в одной из пьес есть фраза: «Околеванца нет, и на том спасибо».

Статья опубликована в журнале «Аэрофлот» в ноябре 2018 г.
Пресса
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Юрий Бутусов: Невозможно на мастер-классе вскрыть язвы профессии, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 20.11.2018
Язык твой — враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018
Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018
Место риска, Анна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018
Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018
Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018
Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 24.09.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер-Бравина, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018
Осторожно, гештальты закрываются, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 16.07.2018
Максим Матвеев сыграет в новом спектакле МХТ им. Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.07.2018
Критик. Как говорить о войне?, Марина Тимашева, телеканал «Культура», 31.03.2016
Юрий Бутусов: Театр — дело молодое, Дмитрий Циликин, Росбалт, 15.06.2013
Мучитель, Константин Райкин, Итоги, 29.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Служитель Годо, Ольга Фукс, МИТ-инфо / ITI-info, № 2 (11), 03.2012
Юрий Бутусов о «Чайке» и о себе, Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 17.01.2012
Юрий Бутусов. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009
Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009
Юрий Бутусов о спектакле «Иванов», Ольга Коршакова, «Другие в городе», радио «Культура», 20.12.2009
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
Действующие лица: Андрей Смоляков о премьере «Иванова», Владислав Борецкий, радио «Культура», 15.12.2009
Пиф-паф, Итоги, № 51, 14.12.2009
Режиссер устроил отстрел покойников, Ольга Романцова, «Газета», 9.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
В МХТ новая постановка чеховского «Иванова», видеосюжет Первого телеканала, 13.11.2009
Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009
«Иванов» двадцать первого века, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.11.2009
Юрий Бутусов: «Пришла пора начать учиться», Ольга Варганова, Петербургский театральный журнал, № 1 (51), 01.2008
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Юрий Бутусов. Анкета «Петербургского театрального журнала», Петербургский театральный журнал, № 2 (44), 02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
Юрий Бутусов. Анкета «Петербургского театрального журнала», Петербургский театральный журнал, № 2 (17), 02.1999