Режиссеры

«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова

Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Трагедия русской женщины разыгралась на сцене МХТ им. Чехова. Молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Андрей Гончаров поставил замятинское «Чрево», как и писатель, полностью оправдав героиню, убившую мужа. Солидарен ли с Гончаровым худрук МХТ Константин Хабенский неизвестно (его не было), зато Ольга Литвинова (его супруга) и Артём Быстров, исполнившие главные роли, точно уж простили обезумевшую от горя Афимью. Всепрощение на пресс-показе наблюдал корр. «МК».

Первым, еще до того, как персонажи начнут свою печальную песнь (все-таки жанр спектакля – крестьянский мюзикл), сразу обращаешь внимание на костюмы: белоснежные рубашки современного кроя, отутюженные фраки. Диссонанс какой-то получается, ведь герои Замятина – простые русские мужик да баба из провинции. Однако Андрей Гончаров таким противоречием хотел подчеркнуть актуальность темы: зверства некоторых человечьих поступков не скрыть — ни за эпохой, ни за красивой одеждой.

— Важно не название места, в которой происходит действие: село это, деревня, город или “city”, — объясняет режиссер. — Важны законы, которые существуют в микросоциуме и создают такие условия, которые доводят человека до животного, чревного состояния. 

С режиссёром трудно поспорить: сегодня жестокость, особенно к женщине, на каждом шагу — домашнее насилие, которое часто завершается расправой супруга над домочадцами. И детей то не щадят.

Вторая неожиданная деталь – музыкальное сопровождение, сочетающее в себе народные мотивы и образцы современной поп-культуры. Режиссёр знал, что зритель будет ждать русские романсы и постарался обмануть их ожидания. По его мнению, на таком контрасте текст Замятина, полный архаизмов вроде «оселок», «запутала» и «кумачевая рубашка», будет лучше слышен. Артём Быстров же, сыгравший Петра, и вовсе посчитал, что музыка не позволит зрителю заскучать:

— Текст очень плотный, сложный. Если бы не музыка, зрители, я думаю, заснули бы ещё на втором предложении. 

Кстати, Артём помимо мужа-изверга сыграл несколько ролей — любопытных соседок, а ещё собаку, вынюхивающую запах мертвечины. Та же многозадачность и у Антона Лобана – он и любимый Афимьин Иванюшечка, и добродушная односельчанка Петра, живущая столь же непростой бесправной судьбой. И только героиня Ольги Литвиновой проживает все несчастья и радости. Женщина, мать, жена – вот кто находится в центре спектакля Андрея Гончарова.

Сама Ольга готова оправдать свою героиню — глаза Афимьи в её исполнении сверкают со сцены на протяжении всего спектакля. Иногда от радости — женщина носит под сердцем дитя, иногда от горя и отчаяния. 

— Я не считаю Афимью жертвой, потому что после невероятных событий, которые падают ей на голову, она все равно её поднимает и идёт жить, — считает актриса.

Для горя и безысходности положения русской женщины не нужно многого, поэтому «Чрево» минималистично во всем: в актёрском составе и декорациях. Актеров — трое. Из декорации — обеденный стол (за ним едят, по нему ходят, на него сыплют землю) и несколько дверей. И даже земля, которой обильна засыпана сцена, меняет здесь свой символически смысл. Если по началу в неё сеют зерна жизни, то в конце закапывают мёртвое тело. Если сперва Афимья в исполнении Ольги Литвиновой собирает её в свой подол и носит под сердцем, как любовь к желанному ребёнку, то затем этот узелок падает на пол, и вместе с рассыпавшейся землёй уходит и женское счастье главной героини.

И все же, как бы не были жестоки нравы общества, в котором живет героиня Ольги Литвиновой, в финале оно ее прощает. «Уж не там ли, не в церкви ли видели на стене тот женский скорбящий лик?»

Оригинал статьи
Пресса
«Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022
Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018
О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018
«Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018