Режиссеры

Константин Хабенский. Свободный полет

Вадим Верник, Ok!, 15.05.2025
Константин Хабенский всё больше увлечен режиссурой. И экспериментом. В ноябре прошлого года он выпустил в Московском Художественном театре свою версию чеховской «Чайки» и практически сразу приступил к новой постановке под названием «Жил. Был. Дом.». Премьера — 15 мая. А накануне зрители посетили премьеру киноверсии этого спектакля — состоялся единственный вечерний сеанс в 120 городах. Такая вот неожиданная цепочка: первый показ — в кино, а потом — в театре. Подобного опыта не было ни у кого и никогда.

Костя, как вообще возникла эта идея — представить новый спектакль в киноверсии еще до того, как его увидят театральные зрители?

Аппетит приходит во время еды. Началось всё с очень простой ситуации. Так как у нас в МХТ в этом сезоне достаточно много премьер на всех сценах (мы ищем свою тему, пытаемся найти близких нам авторов и режиссеров), то так получилось, что для истории «Жил. Был. Дом.», которую мы с Сашей Цыпкиным написали специально для Художественного театра, не хватило площадки. Площадки для репетиций. Банально не было места для выпуска спектакля в марте, как мы запланировали изначально.

В театре не хватило места для репетиций спектакля худрука. Эффектно звучит.

Как воспитанный человек, я уступил место восьми прекрасным актрисам под руководством Аллы Сигаловой. Она поставила спектакль «8 разгневанных женщин». Мне места для репетиций действительно не хватило. Тогда родилась идея: а не зайти ли нам в павильон «Мосфильма» и не отрепетировать ли там спектакль, а потом «поместиться» как-то в мае в театре. Дальше появилась еще одна идея: не снять ли нам эту историю, раз уж мы на «Мосфильме», и не сделать ли нам сначала премьеру в кинотеатре, а на следующий день — уже в Московском Художественном театре. Конечно, идея шальная, идея хулиганская, но так получилось, что собралась команда не только актеров, но и всех тех, кто был заинтересован в выпуске этой истории в кино. В результате вместе с телеканалом «Культура» нам удалось за четыре съемочных дня в павильоне «Мосфильма» снять и смонтировать киноверсию. 

Спектакль будет длиннее, чем киноверсия?

Театральная версия будет намного шире, с антрактом и, наверное, более атмосферная. Мы все-таки пытаемся не отрываться от реальности и понимаем, что можно и нужно показывать в кинозалах, и это должно соответствовать определенным ритмам, темпам, дыханию. В театре мы можем себе позволить, например, делать «мхатовские паузы».

В театре «Современник» с огромным успехом идет спектакль «Интуиция», ваш совместный проект с Александром Цыпкиным. 13 новелл, 13 героев, которые попадают на тот свет, и вот первая минута загробной жизни: о чем они думают, что чувствуют. В проекте «Жил. Был. Дом.» тоже достаточно экстремальная ситуация — герои проживают свой вечер накануне катастрофы. Они сами об этом не знают, и тем интереснее за ними наблюдать. Скажи, почему тебя так волнует пограничная ситуация в глобальном смысле?

Как «Интуиция», так и когда-то фильм «Небесный суд» (где мы с Михаилом Евгеньевичем Пореченковым снимались под руководством Алёны Званцовой), — это попытка разведать через творчество какие-то совсем другие миры, в которых мы можем оказаться, и пофантазировать, как себя ведет человек на грани, это всегда интересно. Тем более Саша Цыпкин очень тонко пишет как раз в этом направлении и достаточно интересно замечает какие-то человеческие подробности. Это узнавание самого себя, мне кажется, зрителю придется как раз впору. Пускай не все эпизоды, не все ситуации, которые мы покажем в спектакле и в кино, будут близки каждому зрителю, но я уверен, что минимум какая-то одна новелла точно попадет в цель. И если в «Интуиции» мы говорим о сожалениях, о том, что человек не успел сделать в своей земной жизни, то в спектакле «Жил. Был. Дом.» разговор о том же, только здесь есть момент предположения: человек мог это сделать, но почему-то отложил на завтра. Тема одна и та же, просто взгляд с разных ракурсов или позиций. Не хочется заниматься морализаторством, но каждый человек рано или поздно к этому придет. Наш спектакль — это небольшой таран, который помогает пробить стену непонимания каких-то простых и важных вещей. Мы живем в стремительном ритме, у нас огромное количество проблем, и мы не успеваем замечать радости текущего момента, радости, доступные каждому, например как светит солнце, и не успеваем сказать друг другу что-то самое главное.

Я еще добавлю, что герои «Жил. Был. Дом.» не только люди, но и животные. Константин Хабенский, например, играет умудренного опытом попугая, практически ровесника Пушкина.

(Улыбается.) Он на год старше великого поэта. Мы живем в домах, там есть кошки, собаки, попугаи, мышки в подвале живут — это же всё живые души, они тоже про нас что-то думают. Нам с Сашей захотелось пофантазировать о том, что они про нас могут понимать. У них же своя жизнь. Например, одна из новелл нашей киноверсии про кота и пса называется так: «Могут ли коты быть наделены собачьей преданностью?»

Очень трогательная новелла. «Жил. Был. Дом.» — в конце каждого слова стоит точка. Это принципиально?

Так красивее. С точками визуально получается лучше, чем без точек или в одно слово. Вообще, мы называем этот спектакль «ЖБД».

Одна из главных премьер нынешнего сезона в Московском Художественном театре — «Чайка» Чехова. Это твой первый режиссерский опыт на сцене МХТ. Есть еще, правда, спектакль «Поколение Маугли», тобою поставленный, но это немного другая история — не просто спектакль, а еще и благотворительная акция. 

Я дополню: это единственный репертуарный благотворительный спектакль в стране.

«Маугли» идет дважды в течение одного дня, и в это время всё закулисье заполнено детьми — участниками спектакля. Их очень много. Как ты с ними справляешься, как всех обуздать?

Во-первых, есть мамы, которые плотно держат своих детей и не дают им распоясаться до предела. Мы их называем «мамы Маугли». (Улыбается.) Есть наставники — это педагоги студии «Поколение Оперение». Самих наставников в свое время мы приучали к благотворительности. Вернемся к «Чайке»?

Да. Твоя «Чайка» — спектакль ритмически резкий, экспрессивный, только открытые чувства и эмоции. В спектакле все живут очень быстро и стремительно: такое ощущение, что герои остро чувствуют нехватку времени и всем нужно высказаться как можно скорее. И еще. Чеховских героев часто играют народные артисты, но это не гарантирует, что роль (не обязательно центральная) получится весомой и объемной. А в твоем спектакле нет второстепенных персонажей. Каждый — как отдельная планета: его хочется рассматривать под увеличительным стеклом.

Наш спектакль не обошелся без народных артистов, у нас есть один — Игорь Эмильевич Верник. Он прекрасно, мне кажется, работает над ролью Дорна и всё еще находится в правильном процессе прорыва — еще глубже и глубже почувствовать человека, который, в принципе, зачастую играется как какая-то функция, за ним всё время бегает какая-то женщина и не дает ему спокойно жить. Мне показалось, что это неправильно. То же самое и по всем остальным персонажам. Почему им важно высказаться именно сейчас? Это и юношеский максимализм, и нормальный человеческий эгоизм — желание, чтобы тебе уделили внимание, желание быть услышанным. Мне кажется, в текстах и настроениях Чехова это считывается. Если бы мы делали эту историю для киноплощадки, то, наверное, я бы не так ярко проявлял всех персонажей с точки зрения подачи, но вот это желание «здесь и сейчас» и «только я» всё равно бы доминировало. В театре всё намного ярче, потому что это сцена, нам нужно попасть в зрителя, который сидит в 25-м ряду, чтобы он услышал и энергетически присоединился к нам. Ну еще это история о том, как женщины прекрасно правят этим миром и нами, мужчинами.

«Правит миром» прежде всего Аркадина, которую играет Кристина Бабушкина. Аркадина, конечно, прима, но в твоей интерпретации ей хочется больше сочувствовать. Обычная женщина со своими житейскими радостями и проблемами.

Что касается Кристины Константиновны, я здесь не стал далеко от ее природы уходить и просто дофантазировал ее в сторону Аркадиной. Какие-то вещи, возможно, Кристине поначалу показались неуместными, она не сразу восприняла способ общения с другими персонажами. Мне не хотелось, чтобы в этом спектакле диалоги велись нос в нос, глаза в глаза, потому что в жизни мы немножко по-другому общаемся друг с другом и проявляем обиду и любовь немножко другими средствами. Я так Аркадину и представлял: прекрасная русская баба, которой повезло, кровь с молоком. Она высокая, ее хорошо видно на сцене — что тоже немаловажно. Она парится в бане, она тоскует по столичной тусовке, и в то же время она зачем-то едет в усадьбу, в деревню, где тоска изначальная. У нее русская душа, она всё равно рвется туда, откуда ей потом захочется сбежать, в ту иллюзию, которую она сама себе создала. Плюс у нее еще и молодой любовник, которого она вывела в свет, которого она воспитывает и показывает, что она: а) и как женщина еще состоятельна; б) является продюсером начинающего писателя. Она расширяет его кругозор, совершенно не заботясь о том, нравится ему это или нет. Тем не менее она это делает для того, чтобы он был всеяден и писал обо всём. Вот такая широкая душа русской женщины. Иногда это пагубно влияет на тех мужчин, с кем она встречается и хочет заласкать и залюбить. Пример тому — Тригорин, причем они с Треплевым ровесники, и в этом есть еще один дополнительный конфликт: попытка спрятать взрослого сына от прессы и злых языков, а на место сына поставить молодого любовника, но ровесника сына — мне кажется, это достаточно острая ситуация. 

Я с интересом слушаю, Костя, твой режиссерский разбор. И хочу добавить, что совсем неожиданным получился персонаж Шамраев, про которого обычно можно сказать только одно: личность, начисто лишенная сантиментов, со скудными чертами характера. У тебя же он обрел какие-то зловещие черты. Роковой, опасный человек со смехом как у Мефистофеля. Его играет приглашенный актер небольшого роста Вано Миранян. Ты говоришь, что Кристину хорошо видно на сцене, здесь же ровным счетом наоборот.

Что касается персонажа Шамраева, у меня был главный вопрос, на который я долго не мог найти ответ: почему ему всё сходит с рук? Когда я делал кастинг, когда я фантазировал, кто подойдет на роль этого персонажа, я не мог этого понять. Потом у меня возникла идея о псевдотолерантности, когда за спиной говорят гадости, а в лицо улыбаются. Я подумал о том, что это должен быть человек низкого роста. Так я познакомился с Вано. Я пригласил его на встречу и спросил: есть ли проблемы во взаимоотношениях маленьких людей и больших? Есть ли между ними любовь? Той же монетой маленькие люди отвечают большим за высокомерие? И так далее. Он мне честно сказал: еще какая «любовь» между маленькими и большими! И всё сошлось. Я стал понимать, каковы мотивы поведения этого человека, Шамраева.

Отлично. Этот сезон в театре очень насыщенный и разнообразный, много премьер. К юбилею Победы Марина Брусникина поставила спектакль «Двадцать дней без войны» на основе киносценария Константина Симонова, по которому Алексеем Германом был снят фильм, ставший классикой советского кинематографа. Это твоя идея или Марины?

Это была моя идея. 80 лет Победы все отмечают по-разному. Мне показалось, что надо попробовать сделать какую-то тихую историю про войну. Фильм всем известен. Я предложил поставить спектакль по этому киносценарию сначала режиссеру Алексею Герману-младшему, спросил, что он думает по этому поводу. Но у него были свои планы, и он сказал, что в театральное пространство пока заходить не хочет, потому что это может засосать.

Кстати, для Германа-младшего это мог быть хороший вызов самому себе: есть культовый фильм отца, а через много лет возникает спектакль на эту тему.

Не случилось. Тогда я предложил Марине Станиславовне Брусникиной. Она прочитала, ей очень понравился материал, она провалилась в эту работу. Главные роли играют Иван Волков и Света Колпакова. Мы еще сыграем спектакль 22 июня. Нужно понять, как эта тема будет пользоваться зрительским спросом и интересом. Бóльшая часть народонаселения заточена на то, чтобы материал был полегче и веселее, но те, кто приходит в театр, чтобы сопереживать и прочувствовать какие-то серьезные вещи, очень надеюсь, будут к нам приходить и дальше.

Художественный театр сегодня дает огромную палитру красок, где каждый зритель может выбрать то, что ему интересно. В этом сезоне появились масштабный «Самоубийца» Николая Рощина, тихий и камерный «Старший сын» Андрея Калинина, пушкинская «Русалка» Максима Меламедова, спектакль для детей и взрослых «Морж, учитель и поэт» Саши Золотовицкого, мистический «Флешбэк 2002» Веры Поповой, лирическая «Осень» Андрея Гончарова… Очень разнообразный получился сезон. На сегодняшний день позиция Художественного театра и твоя, я так понимаю, — это нацеленность на открытый диалог со зрителями, и не только в спектаклях. Появился проект «Художественный разговор с художественным руководителем» на Малой сцене, твои беседы с Александром Цыпкиным о том, чем живет театр сегодня, о планах на будущее. И это диалог, в который может вступать и зритель. Иногда могут возникать вопросы, которых ты даже и не ждешь. Ты к этому готов?

Я настроен на эту волну, потому что мы все здесь находимся для того, чтобы зритель приходил в театр. Чтобы он подключался к тому, что видит. Это очень сильно проявилось на нашем проекте «АРТХАБ», когда у зрителей была возможность смотреть эскизы и задумки будущих спектаклей и обсуждать их, критиковать и хвалить. Я просто увидел, что есть большой дефицит общения. Форма открытого диалога в театре востребована, потому что, к сожалению, сейчас таков мир, что люди мало говорят друг с другом. Мало слушают друг друга. В театре есть возможность, даже если ты сидишь в зрительном зале и молчишь, участвовать в диалоге, быть подключенным к ситуации. Я понимаю, что это та форма, которая нужна Московскому Художественному театру сегодня.

«АРТХАБ» длился два года. В этом сезоне возникла пауза, но уже совсем скоро грядет еще одна необычная история под названием «Сонеты Шекспира».

Это тоже в рамках «АРТХАБа». «АРТХАБ» — лабораторный проект, где мы можем делать всё, что нам интересно. История с «Сонетами» заключается в том, что восемь режиссеров ставят сцены по 10 минут, каждый свою новеллу, а потом мы из этих мини-спектаклей соберем один большой спектакль и посмотрим, как это работает. Может быть, у нас новый Шекспир получится? (Улыбается.)

Во всех новеллах, насколько я знаю, участвуют одни и те же актеры. Какой же это взрыв мозга, когда актеру на протяжении короткого времени приходится работать с таким количеством режиссеров, ведь у каждого своя эстетика, свой взгляд!

Для актеров это хорошая практика. Труппа большая, не у всех есть возможность играть ведущие роли. И здесь, я бы сказал, собрались счастливчики, которые попали в такое шекспировское пекло. Кроме режиссеров драматического театра там есть и режиссеры по пластике, и даже один композитор дебютирует в режиссуре. Так что ребята сейчас осуществляют заплыв. 23 мая эту Шекспириаду мы представим зрителю.

Костя, в Художественном театре появилась традиция каждый сезон открывать премьерой на Основной сцене. Следующий сезон, это уже заявлено, откроется премьерой спектакля «Кабала святош» Михаила Булгакова в постановке режиссера Юрия Квятковского. Тут тоже любопытно. Булгаковского Мольера играл Олег Николаевич Ефремов, будучи руководителем МХАТа, потом Олег Павлович Табаков, будучи руководителем театра, а теперь нынешний худрук Константин Юрьевич Хабенский репетирует Мольера. Это простое совпадение?

Наверное, совпадение, а возможно, это какой-то знак, который прилетел ко мне от Юры Квятковского, когда он пришел на разговор, предлагая несколько пьес. И мне показалось, что «Кабала святош» — сегодня очень хорошее название для Художественного театра, и очень ко времени сейчас, и тем более Булгаков — знаковый автор для нашего театра. Я не хотел бы много говорить на тему «Кабалы святош», тем более что еще идут репетиции и мы пристраиваемся, присматриваемся, принюхиваемся друг к другу. Мы пригласили в том числе поработать Николая Максимовича Цискаридзе на роль Людовика XIV и попали в самое яблочко, потому что он оказался ярым «людовиковедом» и «людовикоманом», знает о нем и о том времени практически всё.

Ну Николай Цискаридзе — вообще интеллектуал.

Он очень добрый и чудесный человек. Конечно, Николай слегка волнуется, оттого что мы немножко выбили из-под него привычные подпорки, статуарность и «балетность», но тем не менее оставили в дозированной мере пластику. Работаем со словом и психотипом Людовика.

Это ты захотел пригласить Николая?

Мы размышляли с Юрой Квятковским на эту тему. Он не хотел, чтобы это был просто актер, он хотел, чтобы это была знаковая фигура сегодняшнего времени. Вот так возникла идея пригласить Николая Максимовича в Московский Художественный театр.

Здесь мы поставим многоточие. И отличных дальнейших репетиций!

Спасибо. А насчет традиций, я не стал бы говорить, что это традиция — открывать новый сезон премьерой.

Но так получалось последние несколько лет. И это здорово.

Так получалось. Ну посмотрим, посмотрим. Просто традиции надо соблюдать, а «так получалось» — это более мягкая форма. (Улыбается.)

Тогда про другую традицию. Премия Художественного театра, которая вручалась в конце марта уже третий год подряд.

Во-первых, в Художественном театре никогда не было никаких премий. В этом смысле мы решили не отставать от отцов-основателей, новаторов в театральном мире, и предложили на 125-летие Художественного театра сделать такую премию для молодых в разных областях искусства, чтобы подсветить, поддержать, может, кого-то найти в соавторы, на это тоже мы настроены. Плюс лауреатам помимо замечательной статуэтки дается возможность на один день воспользоваться Новой сценой Художественного театра: творите что хотите — приглашайте коллег, делайте лаборатории, фестивали, показывайте спектакли.

Несколько таких вечеров уже состоялось. Особенно мне понравилась встреча с примой-балериной Большого театра Елизаветой Кокоревой… Еще один мхатовский проект посвящен 100-летию Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Павел Ващилин сделал спектакль «Люблю. Целую. Кеша.» по документальной пьесе Александры Машуковой. Спектакль о Смоктуновском, но не как об актере прежде всего. Это его личная история, совершенно потрясающая, в основе — письма Смоктуновского и его жены Суламифь. Играют совсем молодые ребята. Режиссер нашел очень интересную содержательную форму. И это настоящий Художественный театр.

Это однозначно Художественный театр. И надо рассказывать о тех людях, на которых мы продолжаем равняться в профессии, рассказывать о них чуть-чуть с другой, непривычной стороны, приоткрывать те вещи, которые они, может быть, от зрителей прятали. Мне кажется, здесь очень точное попадание Павла Ващилина и в материал, и в ту драматическую грань, которая, возможно, за мягкой улыбкой Иннокентия Михайловича всегда была скрыта от нас. Мы это показали зрителю. Работают молодые артисты, работают отлично. И я подумал, что не надо ограничиваться юбилейной датой, а поиграем-ка мы этот спектакль на сцене Художественного театра и дальше. Пускай те зрители, которые пропустили или не слышали об этой истории, придут к нам и посмотрят. Грядет юбилей еще одного знаменитого актера — Евгения Киндинова. Мы делаем вечер в рамках проекта «Мхатовские пятницы». Это актер-легенда, он попал в Художественный театр еще до ефремовской поры и служит в театре до сих пор. В этот вечер, который состоится 30 мая, Евгений Киндинов будет на сцене со своей супругой Галиной, однокурсницей и тоже мхатовской актрисой. Разговор пойдет о любви, о преданности театру и искусству.

Я надеюсь, под твоим чутким руководством, ведь ты же его ведешь, этот вечер будет именно о любви.

Очень много активностей в театре, о многом еще хочется сказать. Это и конкурс короткометражного кино, который пройдет в июне в третий раз. Тема конкурса в этом году — «Че о че». Чехов о человеке. Топ-10 фильмов-номинантов мы вывешиваем на онлайн-платформе, и это дает возможность всем желающим их посмотреть. А тот, кто победит, будет снимать расширенный короткометражный фильм с актерами Московского Художественного театра на основе оригинального сценария. 

Продолжается сотрудничество с «Роскосмосом». Каждый год актеры Художественного театра приезжают на Байконур с новой литературно-музыкальной программой, а 12 апреля, в День космонавтики, показывают эту программу на Основной сцене театра. Насыщенная гастрольная программа. Недавно масштабные гастроли состоялись в Санкт-Петербурге.

Так стремительно всё идет, что ощущение, будто эти гастроли были уже год назад. Только что актеры вернулись с театрального фестиваля из Венесуэлы. Спектакль «Чрево» там отыграли на очень большой площадке, хотя здесь мы его играем на Новой сцене, всего на 100 мест.

Это для актеров полезный опыт.

Конечно. В Венесуэле было очень жарко. Там люди вообще не заморачиваются с костюмами и сценографией. Этот фестиваль больше похож на площадной театр и театр импровизации, а здесь — настоящий драматический спектакль. В этом смысле, мне кажется, многие зрители были потрясены, что такой театр тоже существует.

Костя, я знаю, что на следующий сезон много планов, но говорить о них еще рано. Обычно ты озвучиваешь их на сборе труппы — это тоже традиция. 

Нужно скорректировать. Планов много, нужно понять, всё ли будем делать или что-то надо менять. Ну это нормально.

Театр — дело живое. Самое главное, что чайка летит, и летит высоко.

Дай Бог.

Ну а пока ждем премьеру «Жил. Был. Дом.».

Да я и сам жду!

Оригинал статьи
Пресса
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Премьера киноспектакля «Жил. Был. Дом» состоялась в Москве, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Константин Хабенский в программе «Белая студия», Дарья Златопольская, видеосюжет телеканала «Культура», 24.12.2024
Константин Хабенский рассказал, как будет встречать Новый год, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 22.12.2024
Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский посвятил новую «Чайку» женщинам в своей жизни, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 30.11.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002