Режиссеры

О визуальном решении спектакля «Ювенильное море»

Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020


Премьера спектакля «Ювенильное море» в МХТ имени Чехова 10 и 11 октября. Создать на сцене фантасмагорический мир платоновской прозы – задача непростая. О визуальном решении постановки рассказывает режиссер Наталья Назарова.

– Сценограф нашего спектакля Юлиана Лайкова. Выпускница мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в РАТИ, по образованию она и режиссер, и художник. Поэтому у нее широкое мышление, объемный взгляд. Юлиана – человек, который никогда не успокаивается. Есть в ней такое хорошее театральное безумие, которое я очень люблю. Когда мы начали работать, она буквально забрасывала меня идеями, могла в час ночи присылать по пятьдесят оттенков ржавчины, которой должны быть изъедены находящиеся на сцене предметы.
Пространство «Ювенильного моря» – пустыня. Песок здесь как некая первоматерия – из тех времен, когда Земля только создавалась, и над нею носился дух Божий. Правда, в Ветхом Завете сказано: «Дух Божий носился над водой», а у нас – над песком. Это диковатое место, край земли, Азия. Ведь для нашего сознания Азия и есть край земли. Пески, а после них уже будто и нет ничего.
Еще один важный образ – это Солнце. Взят он из повести Андрея Платонова «Впрок», в котором колхозники сотворили электрическое светило. По их замыслу оно должно было заменить настоящее, но горело полчаса, а потом потухло. Это безумное рукотворное солнце и восходит над нашим краем земли – над совхозом с символическим названием «Доброе начало».
Творческим толчком для создания спектакля во многом для меня стала фраза философа Алексея Федоровича Лосева, которую я когда-то прочла. Он сделал открытие, что советское государство было не материалистическим, а религиозным – античным государством языческого типа. Наше «Ювенильное море» – это немного сочетание Азии с Грецией. Персонажи Платонова все чуть-чуть боги, и каждый пытается создавать свой мир. Кузнец Кемаль, которого играет Павел Ващилин, – это Гефест, бог огня. Николай Вермо в исполнении Евгения Перевалова – Аполлон. Он музыкант, универсал, человек множества профессий. Люди, которые строили новое советское государство, были чистой воды язычниками. У них была вера в стихию, в металлы, они поклонялись мертвым, строили им гробницы и водили туда детей, чтоб те клялись продолжать их дело. Их пантеистический взгляд на жизнь и наглость ниспровергателей вселенных мы и хотели передать.

На фото Александра Иванишина – макет к спектаклю «Ювенильное море».
Пресса
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
И грустно, и страшно, и смешно. На Платоновфест привезли «Ювенильное море», Андрей Парфенов, Аргументы и факты (Воронеж), 12.06.2021
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
Сказка о разрушении, Наталья Витвицкая, журнал «Камергерский, 3», № 2, 5.06.2021
Режиссёр Наталья Назарова: «Я противница насилия и не диктатор», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.12.2020
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Коллективные иллюзии, Елена Алдашева, Театральная афиша столицы, 22.11.2020
Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020
О визуальном решении спектакля «Ювенильное море», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020