Режиссеры

Как убить плохого актера

Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Сегодня в Москве открывается скандальный, провокативный фестиваль «Территория», который должен если не перевернуть мир, то по крайней мере повлиять на художественное сознание молодежи. Его устроители — группа молодых театральных деятелей, куда входят актеры Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, режиссер Кирилл Серебренников, критик Роман Должанский. 

Два года назад они обратились в Администрацию президента и Федеральное агентство по культуре и кинематографии с предложением учредить в Москве экспериментальный фестиваль, который будет способствовать притоку свежей крови в искусстве, притоку из-за рубежа модных постановок и режиссеров. Как ни странно, но при колоссальном дефиците средств на культуру, деньги на этот фестиваль были выделены. Видимо, небольшие, поскольку в минувшем году смотр проходил в подземных переходах — в буквальном смысле этого слова. Это был своего рода вызов городским властям: вот, мол, смотрите, куда вы загоняете молодежь.

В этом году все выглядит более-менее чинно, поскольку один из инициаторов этой группы Евгений Миронов стал художественным руководителем Театра Наций, и теперь второй фестиваль молодых авангардистов проходит на его территории. Правда, пока здание стоит в лесах, и если на зрителей надеть каски (что и сделала инициативная группа, выйдя на встречу с журналистами), то играть здесь можно… И все же, наверное, Федеральному агентству стало неловко перед зарубежными гостями и оно решило арендовать московские площадки для показа зарубежных спектаклей. Это центр Мейерхольда, Другая сцена «Современника», театриум «На Серпуховке», Театр Луны.

И все же, какой программой хотят удивить консерваторов? Не знаю уж как, но организаторам фестиваля удалось заполучить спектакль «Трагедия, рождающаяся из самой себя» знаменитого итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи. Театральная компания из Финляндии покажет спектакли «Человек в комнате» и «Охота». Второй спектакль создан на основе «Весны священной» Игоря Стравинского, но исполняет ее всего один танцовщик, он же хореограф Теро Сааринен. Театральная компания из Франции тоже покажет «Весну священную», перенесенную на территорию дикой, непокоренной Африки. Впервые в истории балетной хореографии Стравинского танцуют четырнадцать негритянских исполнителей.

Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии примет под свои своды камерный оркестр Теодора Курентзиса, который вернет публике старинные музыкальные тексты и их аутентичное звучание. Впервые приезжающий в Россию знаменитый бельгийский режиссер Алан Платель тоже представит весьма необычное зрелище под названием «Вечерня». На сцене будет десять танцоров, живой оркестр и певица-сопрано… Самое интересное, что все эти мировые величины будут давать мастер-классы. Поэтому Чулпан Хаматова сказала, что обязательно посетит их, чтобы не отстать от мирового театрального прогресса. Кирилл Серебренников, отвечающий на фестивале за кино, уверил присутствующих, что на фестиваль обязательно приедут крупные кинорежиссеры, и уже завтра он ожидает французского режиссера Режиса Варнье, культового панк-режиссера из Великобритании Алекса Кокса, Бенедека Флигауфа из Венгрии. Темы их выступлений на мастер-классе тоже сознательно провокационные: «Как убить плохого актера», «Смерть кино»…