Режиссеры

Битва светлых и темных сил

Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
В ближайшее воскресенье любители и ценители современного искусства смогут стать свидетелями последнего аккорда фестиваля «Территория». Провокационный и эпатажный форум завершится российской премьерой «Мистерии о конце времени» в Концертном зале Чайковского. В шоу будут задействованы три основных идеолога «Территории»: Евгений Миронов — один из исполнителей, Кирилл Серебренников — режиссер, Теодор Курентзис — дирижер.

Основная тема нынешнего фестиваля «Территория» — «тело в городе». Но Теодор Курентзис, который отвечает за музыкальную программу фестиваля, часто поступает вопреки общепринятым установкам. Поэтому его программа посвящена не рассказу о человеческом теле, а духовному поиску.

Вчера на концерте духовной музыки в соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии слушатели вместе с Курентзисом совершили музыкальное путешествие во времени, пройдя от сочинений монахини Хильдегарды фон Бирнген до опусов Альфреда Шнитке. Этот концерт стал прологом к финальной точке программы — российской премьере «Мистерии о конце времени» композитора Карла Орфа, которая состоится 14 октября.

Орф, известный в России как автор нашумевшей Carmina burana, которую наши музыканты полюбили за эксцентричность, в последние годы жизни погрузился в медитации и сочинял исключительно духовную музыку. «Мистерия о конце времени», над которой композитор работал десять лет и закончил в 1972 году, стала его последним опусом. Она получилась на редкость грандиозной. Огромный хор и солисты поют на латинском, греческом и немецком языках, а аккомпанирует им оркестр с необычным составом, три фортепиано, три арфы и более ста всевозможных ударных инструментов.

Все эти оркестрово-вокальные силы собраны для того, чтобы доказать: музыка может все, даже остановить приближение конца света. Орф, как и большинство композиторов нашего времени, видел закат классической европейской культуры и попытался его остановить. Поэтому его «Мистерия» написана как ритуальное действо, в котором идет борьба божественных и дьявольских сил. Их музыкальное сражение приводит к тому, что Сатана в финальной части раскаивается, молит о прощении, получает его и превращается в ангела Люцифера. Чтобы справиться с этой грандиозной музыкальной конструкцией, дирижеру мало быть профессиональным музыкантом — нужно обладать огромным духовным опытом.

Теодор Курентзис решил, что эта ноша ему по плечу. К тому же у него есть неплохие помощники. Сибирские оркестр и хор относятся к дирижеру, как к гуру. В Новосибирске музыканты собираются на ночные бдения, где вместе читают стихи, работают за смешные по столичным меркам зарплаты и устраивают дополнительные репетиции, пока не добьются совершенства. Чтобы усилить состав хора, к нему добавили студентов музыкальных вузов, приехавших на «Территорию» из разных городов России. К российским солистам присоединилась молодая гречанка Медея Ясониди, очень похожая на Марию Каллас. А Марк Пекарский, участвующий в концерте вместе со своим ансамблем ударных, принесет из дома самые экзотические инструменты.

Чтобы «Мистерия» стала еще более впечатляющей, на подмогу музыкантам пришел режиссер Кирилл Серебренников, уже поставивший несколько сочинений этого жанра. Поэтому на время исполнения «Мистерии» зал имени Чайковского превратится из концертного в театральный, и на его сцене поставят декорации. Команда актеров, приглашенных из разных театров, будет читать стихи. Не исключено, что кому-нибудь из них достанется полноценная роль. Возможно, Евгению Миронову, который всегда готов ввязаться в любую неожиданную авантюру, и тоже согласился участвовать в «Мистерии».