Режиссеры | «Мистерион» точное завершение «Территории»Анна Самусенко, Радио «Культура», 16.10.2007 Фестиваль «Территория» и завершающий его аккорд постановка «Мистерион» оказались в центре внимания сегодняшней прессы.Последний эксперимент смотра получился едва ли не самым спорным. Так утверждают журналисты «Новых известий». С этим соглашаются корреспонденты «Коммерсанта» и издания «Газета». Обозреватель же «Российской газеты» считает, что «Мистерион» точное завершение фестиваля «Территория». С публикациями знакомилась Анна Самусенко: «Второй фестиваль Территория“ завершился проектом, который одновременно стал российской премьерой Комедии о конце времен“ Карла Орфа и первой совместной работой режиссера Кирилла Серебренникова и дирижера Теодора Курентзиса. Собственно, этот тандем сам по себе и вызывал интерес“, пишет журналист Коммерсанта“ Екатерина Бирюкова. Два харизматичных персонажа нового поколения, у которых вроде много общего, но которые еще ни разу не работали вместе“. К чему должен был привести этот союз? Таким вопросом задаются журналисты едва ли не всех печатных изданий. Для участия в проекте были мобилизованы грандиозные силы: полтора десятка певцов и артистов, оркестр и хор, ансамбль ударных инструментов, несколько десятков человек массовки. И зря, по правде говоря“, констатирует обозреватель издания Газета“ Илья Овчинников. И далее читаем пояснение: Огромный состав, необходимый для воплощения Мистерии“, может сравниться лишь с малеровской Симфонией тысячи участников“ и не может не потрясти взор, слух и воображение. Правда, потрясение быстро проходит: муза, посещавшая Малера, не слишком надолго задержалась у Орфа и явно пролетела мимо финала второй Территории“, напомнив своим отсутствием о слабых местах Курентзиса“. Теодора Курентзиса, по мысли Ильи Овчинникова, на сей раз подвела любовь к красивым жестам и трудновыполнимым идеям. Красивые жесты“ дирижера обращены к музыкантам, и находят у них отклик. А что касается идеи, то обозреватель Газеты“ утверждает, что Мистерия о конце времени“ музыкально далеко не лучшее сочинение Орфа, да и реализована оказалась не так хорошо, как задумывалось. Комментировать ее сценическое воплощение более чем неловко, пишет критик. Многозначительность обернулась прямолинейностью, а символический ряд, обозначающий конец времени“, следовал формуле Евгения Евтушенко Хрущев, Христос и Кастро““. Постановка претендует на злободневность, однако, по мнению Ильи Овчинникова, стремится достичь ее с помощью приемов, уместных скорее в спектаклях московских театров-студий времен Перестройки. С чем соглашается журналист, так это с тем, что Мистерион“ Серебренникова-Курентзиса, безусловно, грандиозный проект. Трудной для исполнения партитура становится еще потому, что это не музыка и не театр в обычном понимании, а ритуал, приводящий к катарсису. Именно данную идею, по мысли журналиста Коммерсанта“, и стремились подчеркнуть постановщики. Но, как признает Екатерина Бирюкова, Мистерион“ завершился тихим, просветленным квартетом старинных виол, под который одинокий человек с завязанными глазами пытался пройти по узкой тропке над грудами человеческих тел. С музыкальной точки зрения все кончилось скорее неплохо, говорит корреспондент Коммерсанта“, с театральной скорее нет, а с точки зрения катарсиса трудно сказать“. Такая разница в музыкальной и драматической части финала связана, по наблюдениям Екатерины Бирюковой, с различиями между Серебренниковым и Курентзисом. Серебренников мастер беспросветности, социальных язв и, в самых тонких своих работах, сострадания. Он виртуозно сделал максимально тягостным действо, посвященное ожиданию Страшного суда. Курентзис же, которому партитура давала отличные возможности блеснуть экстатическими кульминациями, пишет журналист Коммерсанта“, скорее стремится к эдакой надчеловечности откуда легче увидеть свет и сообщить о нем остальным“. Обозреватель Российской газеты“ Алена Карась настаивает: Нельзя было, кажется, придумать более точного завершения всего фестиваля“, определяющей темой которого стала мистерия, чем Мистерион“. Поскольку эта постановка только усилила главную эмоцию предчувствие апокалипсиса, мрачное видение наступающих времен. Даже несмотря на надежду в финале Мистериона“ последние аккорды спектакля звучат тревожно и мрачно. Таким образом, по мнению Алены Карась, фестиваль Территория“, с подобным логичным завершением, продемонстрировал изумленной публике исключительно продуманную программу. А Майя Крылова и Ольга Егошина из Новых известий“ подчеркивают, что последний эксперимент фестиваля оказался едва ли не самым спорным. Почти две недели организаторы Территории“ пытались приобщить столичную культурную богему к нетрадиционному и местами авангардному искусству. Все эти арт-опыты не всегда были удачными. И еще реже понятными массовой публике, пишут журналисты Новых известий“. Но важнее другое у любителей альтернативного искусства в Москве теперь есть своя Территория““. Мнения зрителей на фестивале разнились кардинально, но, как оговариваются Майя Крылова и Ольга Егошина, эксперимент на то и эксперимент, чтобы о нем спорить. При любом исходе эксперимент дает более полную картину современного искусства. Хуже, когда спорить не о чем, а зрителю предлагают сплошь слащавые постановки и красочные шоу. Нынешняя Территория“ это явно попытка прорыва. Правда, резюмируют Ольга Егошина и Майя Крылова в Новых известиях“, направление этого прорыва пока непонятно“. Остается надеяться, что оно выйдет ясным на следующем фестивале Территории“». |