Режиссеры

В Москве завершилась «Территория»: итоги фестиваля

Светлана Смирнова, Агентство национальных новостей, 17.10.2007
Церемония открытия фестиваля «Территория» состоялась вечером 3 октября перед зданием, тоже знаковым для «завтрашнего» искусства, — театром Корша.

На стены театра под музыку Валерия Васюкова, а также виртуозную дробь шагающих кадетов-барабанщиков и перкуссии группы Drum Ecstasy проецировался видео-арт Кирилла Преображенского.

Студентам, приглашенным «Территорией» из творческих вузов Нижнего Новгорода, Ярославля, Новосибирска, Саратова, Петербурга и Екатеринбурга, опять повезло. Их образовательная программа на этот раз включала еще и настоящее кино — фильмы Вима Вендерса, Франсуа Трюффо, Джима Джармуша и прочие картины, отобранные комапнией «Другое кино», которые на настоящем экране редко в каком городе можно посмотреть. Не говоря уже о мастер-классах «Другого кино», которые проводили специально приехавшие на встречу с российскими студентами Шарлотта Сакс Боструп, Режис Варнье, Ирэна Павласкова.

Список этот можно продолжить именами не менее легендарных театральных деятелей — хореограф Эдди Маалем (показавший на фестивале африканскую «Весну священную» — ритуальную, явившую странную и устойчивую гармонию пластики темнокожих танцоров с музыкой Стравинского), знаменитый Деклан Доннеллан, авангардный Андрий Жолдак, с первых же дней фестиваля преподавший несколько уроков на тему «Как убить плохого артиста». И студенты проявляли рабочую активность практически везде, кроме, может быть, мероприятия под названием «Выбор короля поэтов», не обнаружившего ни качественного лидера среди поэтов, ни того общественного интереса, который поэзия вызывала в минувшем веке.

Среди наиболее интересных и брэндовых мероприятий «Территории» — приезд двух европейских звезд — Ромео Кастеллуччи и Алана Плателя.

Кастеллуччи вместе со своим театром “Societas Raffaello Sanzio” начинал основную программу фестиваля жанром трагедии, который он считает наиболее актуальным сегодня. “Tragedia Endogonidia” — путь ошибок и расплат, лаконичная притча в интерьере ультрасовременной реальности, где по-прежнему действуют законы вечности, начертанные в скрижалях. Стилистика Кастеллуччи — максимальный натурализм; так, на сцене в полном одиночестве несколько минут сидит живой младенец, а старец предстает перед публикой в откровенно неприглядной наготе. По признанию самого режиссера, шок всегда был непременной составляющей подлинного искусства.

Духовным собратом Кастеллуччи можно назвать бельгийского хореографа Алана Плателя, хотя последний как раз утверждает, что шокировать публику — не его цель. Труппа “Les ballets C. De la B.” (Современный балет Бельгии) показала на фестивале «Территория» спектакль “VSPRS” (аббревиатура английского сокращения Vespers — «Вечерня», так по-английски звучит название оратории “Vespro della Beata Vergine” («Вечерня пресвятой девы»)). Для Алана Плателя, когда-то начинавшего свою карьеру в качестве врача психиатрической клиники, источником вдохновения на этот раз оказались наблюдения за движениями душевнобольных, снятые на кинопленку в начале двадцатого века. Такое преломление христианской традиции на бессознательное поведение персонажей, которых Платель не считает больными, но лишь суперчувствительными, стало событием Авиньонского фестиваля и вызвало неоднозначную реакцию у тех, кто увидел это на «Территории».

В качестве самого активного участника фестиваля проявил себя один из отцов-основателей, дирижер Теодор Курентзис. На мастер-класс в Школу современной пьесы он пригласил желающих, которых оказалось немало, перебраться со своих кресел на ковер, поближе к музыкантам, и, как всегда, с запальчивой прямотой рассказал молодому поколению о вреде традиционного отношения к серьезной музыке. На концерте, которой Курентзис дирижировал в театре «Школа драматического искусства», неутомимый исследователь познакомил аудиторию с произведениями Дьердя Куртага и Хельмута Лахенмана. Концерт в костеле, который исполнили руководимые Курентзисом оркестр “Musica Aeterna Ensemble” и хор “New Siberian Singers”, объединил аутентичное звучание средневековых песнопений и «Сияющее облако» греческого композитора ХХ века Михалиса Адамиса.

И, наконец, под занавес, в зале Чайковского — еще одном символическом для художественного авангарда пространстве, построенном для театра Мейерхольда, — была сыграна, спета и прочитана оратория Орфа «Мистерия о конце времени», исполнению которой дирижер Курентзис с группой товарищей попытались вернуть ритуальность, много веков назад утраченную искусством.

На подиуме в форме креста, окаймленного неоном, собирались из разных мест артисты (солистки-весталки, например, вылезали из картонных коробок, расставленных между зрителями в амфитеатре), пели и декламировали на древнегреческом, латыни и немецком языках. За крестом и в чаше партера разместился нетрадиционный состав оркестра (8 труб, 8 валторн, 8 кларнетов, 8 пикколо, 10 контрабасов, 52 ударных инструмента, 2 рояля) и хор.

Постановщик спектакля «Мистерион» Кирилл Серебренников постарался проиллюстрировать гениальную, блестяще исполненную музыку Орфа максимально доступным для зрителя образом: здесь были и кадры исторической кинохроники, и занимательные светоэффекты, и задействованные студенты со свечами-фонариками, восставшие из зрительного зала и вышедшие в финале на сцену, чтобы устлать ее грудой собственных тел. Срежиссированное, таким образом, участие студентов в искусстве будущего стало кульминацией образного и художественного проекта, в очередной раз расширившего представления о территории искусства.