Режиссеры

Необыкновенный концерт

Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Репертуар московского театра МХТ пополнился новым спектаклем: один из самых ярких режиссеров современности, любимец театральной и киношной публики Кирилл Серебренников поставил на малой сцене театра «Киже» по рассказу Юрия Тынянова «Подпоручик Киже». За постановку, сценографию и костюмы ответственность несет непосредственно автор инсценировки, за свет — художник по свету Дамир Исмагилов, за музыку, выступающую едва ли не самой важной компонентой спектакля, — молодой композитор Алексей Сюмак.

Это шестая постановка режиссера в табаковском МХТ и его очередное обращение к литературе напрямую, без предварительной драматургической проработки. Тем не менее режиссер заранее задекларировал, что спектакль рассчитан на узкий круг российских театралов. «Скажу честно, — признался Серебренников в одном из интервью, — наш спектакль не прост для восприятия. Не знаю, может, во мне говорит протест против нынешней тенденции превращать искусство в продукт всеобщего потребления. Но искусство ведь по природе своей аристократично, избирательно, оно не может быть для всех. Для всех — „Макдоналдс“!»

Сюжет сатирической повести Юрия Тынянова строится на анекдотической истории об ошибке мальчика-писаря, написавшего вместо «подопоручики же» чеканное «подпоручик Киже». И дальше странная фабула повести начала прошлого века о временах императора Павла и некоем подпоручике Киже, который то поднимался по служебной лестнице, то был ссылаем в Сибирь, вполне отчетливо сопрягается с гоголевской поэмой «Мертвые души» не только мистическим абсурдом происходящего, но и горьким узнаваемым комизмом ситуаций, персонажей и полубредовых реплик. Кирилл Серебренников почувствовал в произведении и вечную российскую унылую проблематику — бюрократия, дурость, болото провинции и страх власть имущих перед ним, — и свежую литературную форму, которая вполне монтируется с любимым режиссером черным карнавальным стилем. Тынянов изначально задумывал рассказ «Подпоручик Киже» как сценарий для немого кино, так что драматургия в сюжете заложена. Серебренников делал инсценировку по ходу репетиций, предлагая актерам импровизировать по жесткой авторской канве.

Кирилл Серебренников известен экспериментами: прошлой весной режиссер поставил лермонтовского «Демона» в режиме перформанса, объединив в одно целое на импровизированной сцене здания «Арсенал» блистательную чтицу актрису Аллу Демидову, ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и пластический театр Liquid Theatre. Тогда музыкальную составляющую представления обеспечил молодой композитор Алексей Сюмак; впоследствии Серебренников поставил в рамках продюсируемого им фестиваля-школы «Территория» оперу Сюмака «Станция», и вот теперь «Киже» в МХТ станет первым драматическим спектаклем в музыкальном сопровождении композитора. Для «Киже» Алексей Сюмак написал крайне необычную музыку: дуэты, трио, хоры и марши, исполняемые драматическими артистами Сергеем Медведевым, Игорем Хрипуновым, Александром Усовым и Кристиной Бабушкиной. На помощь актерам призван Владимир Горлинский, синтезирующий электронный звук. Серебренников смело сравнивает произведения Сюмака с творчеством Дмитрия Шостаковича, так как благодаря именно его музыке первоначально скромный постановочный план раздвинул свои рамки. «Когда Алексей принес свою музыку, — рассказывает режиссер, — она придала нашему повествованию совершенно новые грани. Этот спектакль для меня и есть симфоническое произведение от начала и до конца. Это идет от Тынянова — его проза музыкальна, это настоящий поэтический текст?» Автор инсценировки все время идет за автором текста и делает, по его словам, «суперформалистический спектакль». Будьте готовы увидеть снежное море муки, полоумного Павла и получившего по воле постановщиков бренное тело непосредственно подпоручика Киже.

Увлеченность Серебренникова синтезом визуальной и музыкальной канвы спектакля гарантирует впечатляющий результат. И хоть режиссер сознательно делал спектакль для ограниченной аудитории, не желая потакать непонятливой публике, вполне вероятно, что это манок, и публика, наоборот, валом повалит в зал малой сцены МХТ, подобно туче народа в фантазиях Павла I.