Режиссеры

Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм»

До сих пор неизвестно, хорошо, когда искусство актуально, или нет. Хорошо, когда «сегодня в газете, а завтра в куплете», или плохо? Хорошо, когда искусство живо реагирует на то, что происходит на улице, или, наоборот, искусство должно волновать только соотношение зеленого и фиолетового или только абстрактные «вечные» темы?
Пьеса, которой мы занимаемся, «Терроризм», была написана примерно год назад, принята к постановке в Художественном театре полгода назад, репетиции начались летом. С тех пор в ней не изменено ни строчки. Ни одного нового элемента не появилось в спектакле в связи с тем, что происходит в жизни. Но вышло так, что название пьесы — слово, которое звучит чаще других сегодня. Реальные люди, политики, прохожие – произносят сегодня буквально те же тексты, что и персонажи пьесы. Может быть, это пьеса оказала такое воздействие на действительность?… Может быть, факты нашей сегодняшней жизни оказались сочиненными двумя молодыми авторами из Екатеринбурга?.. Но это попахивает бытовой дешевой мистикой, а в нее верить не стоит. В любом случае вопрос о соотношении искусства и действительности остается открытым.
Еще эта пьеса ставит вопрос, на который никто не может найти ответ: как возникает терроризм? Хотя, конечно же, пьеса не о «изме», а о людях. О том, что они друг с другом делают.