Режиссеры

Горький без грима

Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Одни закатывают глаза от восторга. Другие едва не теряют рассудок от ужаса. Таков Кирилл Серебренников: что-что, а шороху навести может.

«Мещане» — вторая работа постановщика на академической сцене Художественного театра. Образованный молодой человек, Серебренников не скрывает, что пьесу Горького прочел незадолго до того, как ему поступило приглашение поставить спектакль. Перед тем он был не то чтобы апологетом современной драматургии — он был ярым ее защитником и, если мне не изменяет память, даже предлагал отбирать лицензию у тех режиссеров, кто продолжает упорствовать в своей любви к классике.

«Мещане» — спектакль, в котором молодые и даже специально приглашенные на эту работу актеры встречаются (сталкиваются?) со зрелыми мастерами: рядом с Кристиной Бабушкиной и Ольгой Литвиновой — Алла Покровская и Андрей Мягков. Для Дмитрия Назарова, который в последнее время все больше специализируется «по сериалам», роль Тетерева станет полноценным дебютом на мхатовской сцене.

«Мещане» трудны тем, что в памяти многих остался легендарный спектакль Георгия Александровича Товстоногова. Спектакль, в котором играла почти вся его великая труппа — Лебедев, Призван-Соколова, Макарова, Стржельчик, Лавров, Рецептер… Спектакль, который актеры пытались сохранить и после смерти своего великого учителя, играли два раза в год — в день его рождения и смерти. Поэтому обращение к этой пьесе не может быть «очередным», и от спектакля Серебренникова ждут даже большего, чем от его революционных прочтений пьес Сигарева и Равенхилла.

Серебренникову не впервой выступать с театральными манифестами. Премьера покажет, насколько уже знакомые нам режиссерские ключи подходят к драматургической классике.