Режиссеры

Неожиданная «Жертва»

Валерий Кичин, Российская газета, 23.10.2006
Первый Римский международный кинофестиваль начинает свой путь превосходно: он увенчал главным призом российский фильм «Изображая жертву», из 16 конкурсных картин отдав предпочтение работе Кирилла Серебренникова.

Вердикты на этом фестивале выносит жюри, состоящее из 50 кинозрителей с итальянским классиком Этторе Сколой во главе.

Кирилл Серебренников этого успеха не ждал. «Это чисто русская история, иностранцы ее не поймут. Я даже не знаю, нужно ли мне лететь в Рим вообще», — убежденно говорил он на «деловом завтраке» в «Российской газете» как раз в день открытия фестиваля. Лететь пришлось, и повод для этого более чем приятный. Победа в Риме в очередной раз развеивает легенду о том, что для выхода на международный экран нашему кино нужно только ловко подстроиться под вкусы тамошней публики, изучить и повторить темы и приемы, снискавшие всесветный успех Голливуду. Учиться полезно, но история не раз доказывала, что интерес к искусству обеспечивается как раз сугубо «внутренними» художественными поисками: людям интересна не штамповка, а национальная самобытность, идет ли речь о российском, французском, шведском или итальянском кино. Вот и теперь: история о парне, изображающем жертву в следственном эксперименте, дала возможность развернуть колоритнейшие картины нравов современной России, причем так, что в их «особости» угадываются контуры вечной шекспировской истории о Печальном принце. Мировая пресса уже оценила и звездный потенциал некогда знаменитой русской актерской школы: исполнителя главной роли Юрия Чурсина критик деловой киногазеты Variety Лесли Перперин сравнила с молодым Джимом Керри и сулит ему хорошее будущее в кино.

«Я смотрел итальянское кино еще ребенком, оно в моей голове и в моем сердце. И никак не ожидал, что получу этот приз в Риме, — сказал, принимая высшую награду фестиваля, Кирилл Серебренников. — Это фильм о России и для русских, потому что мы все еще верим, что кино может изменить образ мыслей людей и пробудить их совесть. Мой фильм, я надеюсь, — художественное отражение всего того, что заполняет умы людей в сегодняшней России: неуверенность, ужас, надежда. Я счастлив, что такая картина пользуется успехом и за пределами России — в Европе и здесь, в Риме, столице кинематографа. Я невероятно счастлив. Спасибо Риму и его публике, спасибо народному жюри: кино для массового зрителя — удивительная штука. Спасибо моим продюсерам Наталье Мокрицкой и Ульяне Савельевой, которые рискнули взять в производство фильм, у которого в России нет шансов. Счастье — это Рим».

Тематически схожа с русской картиной оказалась и драма «Это — Англия» (режиссер Шейн Мидоу, Великобритания), удостоенная Специального приза жюри. Она — о 12-летнем мальчике, связавшемся с группой скинхедов, о молодых людях, трагически запутавшихся в жизни. «Обе эти прекрасные картины не отнесешь к коммерческому кино, — сказал на торжественной церемонии президент фестивального жюри Этторе Скола, — но я надеюсь, что они привлекут внимание самой широкой аудитории».

Актерские призы Рима достались итальянцу Джорджо Коланьели за роль приговоренного убийцы в фильме «Соленый воздух» и француженке Ариане Аскарид («Армения» Роберта Гуэдигьяна). Принимавший участие в конкурсе фильм Отара Иоселиани «Сады осенью» не получил ничего.

Международный фестиваль в Риме создан в этом году в пику дряхлеющей Венецианской Мостре и, в отличие от нее, прорекламирует себя как сугубо демократический киноконкурс: его залы и открытые площадки одномоментно вмещают более сорока тысяч зрителей. С самого старта заполучив множество влиятельных спонсоров и бюджет в 10 миллионов евро, он открылся шумной премьерой фильма Стивена Шайнберга «Воображаемый портрет Дианы Арбус» с Николь Кидман и в течение девяти дней демонстрировал фильмы на 20 экранах итальянской столицы, от огромного киноконцертного комплекса «Аудиториум Мюзик Парк» до исторической площади Пьяцца дель Пополо и фонтана Треви, где Федерико Феллини снимал легендарную сцену купания Аниты Экберг в фильме «Сладкая жизнь».