Режиссеры | Мариинский театр (Санкт-Петербург) Гастроли в МосквеМихаил Фихтенгольц, TimeOut-Москва, 30.10.2006 Трудно представить себе две более не подходящие друг другу постановки, чем те, что приготовила для Москвы питерская Мариинка. Впрочем, маэстро Гергиев и возглавляемый им театр любят балансировать на грани. Правила не для них, они даже спектакли свои привозят вне фестивальных сроков, задолго до мартовского театрального сабантуя. Причиной тому забитый под завязку гастрольный график мариинцев; им, в принципе, не до Москвы.Казалось бы, в случае с «Фальстафом» Мариинский не может претендовать на эксклюзивность: в московских театрах есть целых две версии вердиевской оперы классическая Джорджо Стрелера в Большом (перенесенная со сцены La Scala) и разухабисто-китчевая Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере». Но на поверку оказывается, что первая из них не выдержала сурового российского театрального климата и осталась лишь бледной копией сверкающего стрелеровского оригинала, а вторая, бертмановская, напоминает эпатажное ток-шоу на телеканале средней руки. Ну а в Петербурге впервые вступивший на оперную сцену Кирилл Серебренников сделал искрометный, бьющий по нервам, смешной и грустный спектакль. «Поворот винта» в последний раз в Москве ставили вообще не в театре, а на фестивале «Декабрьские вечера»; инициатором этого полуконцертного-полусценического действия был Святослав Рихтер. Московские деятели вообще предпочли обойти сочинение Бриттена стороной слишком сложной и многомерной кажется готическая партитура для семи голосов и тридцати инструментов, где на изумительную музыку положена новелла Генри Джеймса о Гувернантке, пытающейся спасти двух малолетних сирот от злых духов. Скептики не верили, что камерный «Поворот винта» поддастся мариинцам, привыкшим к циклопическим вагнеровским масштабам и удалой мощи русских опусов. Но чудо произошло. После премьеры критики сравнивали «Поворот винта» с изысканным английским кружевом во многом это заслуга британского режиссера Дэвида Маквикара, создавшего традиционный, но очень выразительный спектакль. Как бы ни вставала оперная Москва поперек горла вечно спешащей петербургской труппе, солистов на гастроли в столицу Валерий Гергиев всегда отбирает придирчиво. К нам приедут фирменный мариинский Фальстаф Виктор Черноморцев, идеально подходящая на роль Гувернантки в «Повороте винта» Ирина Васильева, а также Лариса Дядькова, Ольга Трифонова, Татьяна Павловская, Андрей Илюшников. |