Режиссеры

Мариинский театр (Санкт-Петербург) — Гастроли в Москве

Михаил Фихтенгольц, TimeOut-Москва, 30.10.2006
Трудно представить себе две более не подходящие друг другу постановки, чем те, что приготовила для Москвы питерская Мариинка. Впрочем, маэстро Гергиев и возглавляемый им театр любят балансировать на грани. Правила — не для них, они даже спектакли свои привозят вне фестивальных сроков, задолго до мартовского театрального сабантуя. Причиной тому — забитый под завязку гастрольный график мариинцев; им, в принципе, не до Москвы.

Казалось бы, в случае с «Фальстафом» Мариинский не может претендовать на эксклюзивность: в московских театрах есть целых две версии вердиевской оперы — классическая Джорджо Стрелера в Большом (перенесенная со сцены La Scala) и разухабисто-китчевая Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере». Но на поверку оказывается, что первая из них не выдержала сурового российского театрального климата и осталась лишь бледной копией сверкающего стрелеровского оригинала, а вторая, бертмановская, напоминает эпатажное ток-шоу на телеканале средней руки. Ну а в Петербурге впервые вступивший на оперную сцену Кирилл Серебренников сделал искрометный, бьющий по нервам, смешной и грустный спектакль.

«Поворот винта» в последний раз в Москве ставили вообще не в театре, а на фестивале «Декабрьские вечера»; инициатором этого полуконцертного-полусценического действия был Святослав Рихтер. Московские деятели вообще предпочли обойти сочинение Бриттена стороной — слишком сложной и многомерной кажется готическая партитура для семи голосов и тридцати инструментов, где на изумительную музыку положена новелла Генри Джеймса о Гувернантке, пытающейся спасти двух малолетних сирот от злых духов.

Скептики не верили, что камерный «Поворот винта» поддастся мариинцам, привыкшим к циклопическим вагнеровским масштабам и удалой мощи русских опусов. Но чудо произошло. После премьеры критики сравнивали «Поворот винта» с изысканным английским кружевом — во многом это заслуга британского режиссера Дэвида Маквикара, создавшего традиционный, но очень выразительный спектакль. Как бы ни вставала оперная Москва поперек горла вечно спешащей петербургской труппе, солистов на гастроли в столицу Валерий Гергиев всегда отбирает придирчиво. К нам приедут фирменный мариинский Фальстаф Виктор Черноморцев, идеально подходящая на роль Гувернантки в «Повороте винта» Ирина Васильева, а также Лариса Дядькова, Ольга Трифонова, Татьяна Павловская, Андрей Илюшников.