Режиссеры

«Фигаро» здесь нет

Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Самое обидное для профессиональных актеров — это когда их детище называют самодеятельностью. Никого не желая обидеть из участников «Театральной компании Евгения Миронова», представляющих в эти дни «Женитьбу Фигаро» Бомарше, хочу заметить: самодеятельные актеры играют зачастую лучше. По крайней мере их искренность и самоотдача вызывают уважение, а тут, кроме бессмысленных кривляний, заезженных штампов ничего больше нет.



Так и хочется воскликнуть: бедный, бедный Евгений, и какой черт понес вас на эти галеры? Неужели вы, с вашим опытом и чутьем, могли подумать, что сыграете за всех и вытянете на своих плечах такую махину, как «Женитьба Фигаро»? Или вам не давал покоя спектакль в Театре сатиры с участием вашего знаменитого однофамильца (мир его праху), и вы решили создать своего, жесткого и прагматичного, Фигаро? Который, по вашей концепции, не столько влюблен в Сюзанну, сколько хочет насолить своему хозяину, приударившему за его девушкой. Мол, не присваивай себе того, что тебе не принадлежит, у слуг тоже есть собственная гордость…

Тот замечательный спектакль с Андреем Мироновым ставил Валентин Плучек, и сколько бы раз мы его ни смотрели по телевидению, он неизменно поражает своей ансамблевостью, искрометным юмором. Здесь же Кирилл Серебренников, перекомпоновав классический текст и добавив в него вставки современного содержания, пытается доказать, что из классической комедии положений при желании можно сделать памфлет на нынешнее общество, в котором все проблемы решаются через кровать. Недаром в начале спектакля этот «плацдарм» любви выкатывается на сцену, и на нем толкутся все кому не лень. Граф (Виталий Хаев), превращенный режиссером в хозяина крупной фирмы… Племянник графини Керубино (Александр Новин), похожий на новобранца, отлынивающего от армии. .. Престарелая Марселина (Лия Ахеджакова), осваивающая амплуа охотницы за молодыми мужчинами, в число которых входит бравый Фигаро, впоследствии оказывающийся ее сыном. И, наконец, сама Сюзанна (Юлия Пересильд), которая не желает спать с хозяином, а хочет быть верной своему жениху…

Этот сомнительный поворот сюжета насмешил меня больше всего. Не потому, что я не верю в непорочность современных невест, но уж слишком это расходится с режиссерским видением спектакля, где жизнь общества напоминает тараканьи бега и все стремятся первыми достигнуть желанной цели. А уж для этого все средства хороши: обман, подкуп, шантаж, обольщение. К тому же трудно поверить, что разбитная Сюзанна, выставляющая напоказ свои стройные ножки и трусики, остается невинной. Дешевый уличный сленг просто витает в графских покоях (читайте, в современных апартаментах «нового русского»), а выражения типа «я тебя урою», «сучка», «б…», «оторву яйца» сыплются как из рога изобилия. 

И это бы ничего, ну захотел режиссер выразить свое «пфе» против зажравшихся господ, называющих себя избранниками народа. Но зачем Серебренников подставил своих актеров, не проработав с ними элементарных вещей: как им надо реагировать на происходящее, что делать на сцене? Ведь даже такие опытные артисты, как Лия Ахеджакова и Авангард Леонтьев, пользующийся одной краской в роли тупого доктора, — и те не знали, как им вписаться в эти постмодернистские эксперименты. Когда же Ахеджакова стала читать надрывный монолог о горькой участи эмансипированных женщин, специально для нее написанный режиссером, то мне стало откровенно жалко актрису. Настолько текст был банален и неостроумен — прямо как в телевизионном «Аншлаге»…

Поэтому, как бы поклонники скандального Кирилла Серебренникова ни пиарили спектакль, а после первого акта многие зрители уходили. И даже обаяние Евгения Миронова не могло заставить их досмотреть четырехчасовое действо до конца. Пришел на спектакль и самый главный виртуоз Москвы, дирижер Владимир Спиваков. Глядя на то, как он нервно курил в вестибюле, я подумала: интересно, что было бы с его оркестром, если бы музыканты недостаточно хорошо изучили свои партии? А ведь любой спектакль — это, по сути, тот же оркестр. И когда за режиссерским пультом стоит человек, которому изменяет слух, то в итоге получается хаос, и о гармонии речи быть не может.