Драматурги

Виктор Астафьев
Кен Людвиг

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй

Про это

, 8.01.2007
Довольно часто приходишь в театральный зал, смотришь и гадаешь потом: про что все это? То ли режиссеры не очень понимают, зачем берут к постановке те или иные пьесы, то ли не умеют выразить свои заветные мысли, если таковые все же наличествовали. Загадки подобного рода подстерегают нас теперь буквально на каждом шагу. Но о новом спектакле Аллы Сигаловой (известного балетмейстера, а заодно и режиссера) такого не скажешь. Чего у него не отнять, так это ясности цели. Сигалова точно знала, чего хочет добиться, и добивалась желаемого так жестко и темпераментно, что руками разводишь от удивления. Сегодня это редкость. И если говорить о самовыражении художника, то здесь оно явлено на все сто процентов. Нет, есть еще женщины в русских селеньях — коня на скаку остановят, Флобера перепишут, мужчин в порошок сотрут. Алла Сигалова — мало того что автор сценической версии романа и режиссер, она еще и костюмы спроектировала очень даже неплохо. Беда, однако, в том, что режиссерская настойчивость (а можно сказать резче — настырность) как раз и стала причиной всех недоразумений. 

Начинается ее «Бовари» с репетиции любительского оперного спектакля. Наряженная в пышные костюмы массовка и молоденькая беременная женщина, истово дирижирующая. Вот эта самая истовость и есть главная и единственная краска Эммы Бовари, которую играет Александра Урсуляк. Сценограф Александр Орлов поставил на поворотный круг белый павильон с многочисленными дверными проемами и перегородками. Круг вертится, люди все время снуют туда-сюда, а Эмма так и вовсе носится сломя голову, задевая острыми локтями и коленками все и всех, попадающихся на пути. Житейские подробности, полутона и оттенки чувств опущены за ненадобностью. Режиссерский замысел здесь не проживается, а только изображается — отчетливо и недвусмысленно. Другого вроде и не требуется. Флобер хоть и написал, что «Эмма — это я», но все же позволял себе и юмор, и неодобрение в адрес героини. У Сигаловой нет ни юмора, ни рефлексии. Ее Эмма одержима навязчивой страстью к искусству, оперному в частности, все остальные, просто живущие, ею презираемы. Еще одна страсть, героиню раздирающая, плотского происхождения. Попросту говоря, муж ее не удовлетворяет, а очень хочется. Вот в углу какая-то пара занимается любовью, а Эмма, умирающая от желания, упоенно за ними подглядывает. Надо ли объяснять ее готовность к изменам? Тут не о романтической, воображением сотканной влюбленности речь — о бешеной, неудержимой похоти. Спаривается Бовари со своими любовниками всюду — в углах комнат, в кустах и даже в футляре от арфы.

Других людей эта маленькая, постоянно возбужденная женщина просто не замечает, они — ничто, а это значит, что ей все позволено. Изменять мужу, требовать от любовника, чтобы он украл необходимые в этот момент деньги, и т. п. В изложении Сигаловой она и погибла потому, что никто не сумел разделить ее «высоких» устремлений. Здесь самое время сказать о муже. Ясное дело, имеется в виду Шарль Бовари. Его очень хорошо играет Александр Матросов, и его нестерпимо жалко. Ну не гигант он в сексе, и что? Стоит ли так его унижать? Нет, как хотите, а эта бешеная эгоцентричная женщина, истерически на всех кричащая, раздражает до крайности. С тем и уходишь.
Пресса
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993