Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Ирина Комиссарова: «Это было какое-то наитие»

Александра Машукова, 6.03.2020
«Чайка» Оскараса Коршуноваса в МХТ имени А. П. Чехова – эффектный спектакль. Сценографию к нему придумали сам режиссер и молодой театральный художник Ирина Комиссарова. Для Ирины это третья работа с Коршуновасом: первым их совместным проектом стал «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичюса в Русском драматическом театре Вильнюса, вторым – «Скользящая Люче» в Городском театре Оскараса Коршуноваса. В Литве Ирина живет девять лет, там она нашла себя как художник. 

Путь к профессии для меня начался именно с «Чайки». Я училась в Институте современного искусства по специальности «дизайн интерьера и окружающей среды», но разочаровавшись в этой профессии, начала задумываться, что бы еще мне могло подойти. На втором курсе посмотрела спектакль, который очень в меня попал. Это был «Молодец» по поэме Марины Цветаевой, постановка Владимира Панкова в Театре Наций: то, как соединялись там театр, музыка и поэзия, произвело на меня огромное впечатление. В какой-то момент я поняла, что хочу двигаться в сторону театра. Летом 2009 года я пошла в книжный магазин «Москва» и купила сборник пьес Чехова. Начала с «Чайки». Конечно, я читала пьесу и в школе, но тут было чувство, что вот оно – все сошлось в нужном месте и в нужное время.

То, насколько «Чайка» важна для Художественного театра, я начала осознавать уже в процессе работы над нашим спектаклем. Знаю, что последняя «Чайка» шла во МХАТе много лет, но я ее не застала, а смотреть видеозаписи постановок я не люблю.

Как я, московская девочка, оказалась в Литве? Я влюбилась в литовский театр. Решив что-то получше понять про этот вид искусства, я устроилась на общественных началах ассистентом пресс-атташе Театра Наций Юлии Гирбы, работала на фестивале NET, где в первые же дни увидела постановку Оскараса Коршуноваса «Гамлет», которую привезли на фестиваль. Затем в Театре Наций выпускался спектакль Эймутаса Някрошюса «Калигула». После этих двух спектаклей я поняла, что мне надо в Вильнюс. Было в этом что-то магическое.

Я кардинально изменила свою жизнь – уехала в Литву и поступила в Вильнюсскую академию художеств. Это было какое-то наитие, я просто доверилась своему внутреннему голосу. Пришла в Академию, где никого не знала, и спросила: «А где у вас тут иностранных студентов принимают?» Полгода ходила на занятия кафедры монументальной живописи и сценографии в качестве вольнослушателя, в итоге оформила официальный перевод в Академию. Кафедру, на которой я училась, основал Стасис Ушинскас, который был не только выдающимся сценографом, но и уникальным витражистом. Впоследствии кафедра воспитала многих известных художников, например, Адомаса Яцовскиса, знакомого московскому зрителю по работам с Римасом Туминасом. Яцовскис и у нас тоже преподавал. Вильнюсская академия художеств – невероятно интересное место, которое раскрывает твой внутренний потенциал. Там гораздо больше свободы в обучении, чем в Москве, много возможностей отходить от основного курса, постоянно что-то пробовать, экспериментировать, искать себя. Мыслить шире.

Оскараса Коршуноваса я могу сравнить разве что с рок-н-ролльщиком. Он не привязан к каким-то правилам. Может себе позволить пригласить на постановку и молодого сценографа. Он не из тех режиссеров, что существуют в закрытом пространстве уже сложившихся отношений. Когда Оскарас искал художника на спектакль «Русский роман», и мы с ним встретились, решение он принял очень быстро. Просто сказал: «Давай, иди работай!»

Оскарас – из тех режиссеров, которые четко понимают, что именно им надо. Он дает конкретные задачи и нужен художник, который вовремя подхватит и оформит его мысли. Но при четко заданном векторе всегда есть возможность прийти со своими идеями. Мне нравится, когда режиссер понимает, чего он хочет и прямо говорит об этом. В этом случае нет хаоса. Вообще я предпочитаю, чтобы в спектаклях на первом плане была режиссура и артисты, а не сценография. Все остальное должно им помогать и ни в коем случае не мешать. Это наш путь.

Мне наиболее близки и интересны проекты без сценографа в его традиционном понимании.  Перформансы Ромео Кастелуччи, Яна Фабра. Синтетические действа, где режиссер одновременно и создатель визуального образа происходящего. При этом я всегда с большим интересом и даже восторгом наблюдаю работу архитекторов в театре. Для меня сценограф, имеющий архитектурное образование, – недостижимый идеал. Может быть, конечно, это больше о той части, которую не видит зритель, – о работе с цехами, с проектировкой спектакля. Но такие художники в театре для меня – всегда пример для подражания. 
Пресса
По эту сторону занавеса, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 18.11.2020
Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020