«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

В МХАТе только девушки

Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В Художественном театре появились две девочки. Они стараются уверенно ходить на высоких каблуках, жеманно хлопать ресницами и с видом невинности оправлять юбки да подтягивать чулки. Девочек зовут Макси и Стефани, а играют их мужчины — Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев. Парни выступают в женских ролях в новой мхатовской комедии — «Примадонны». И хотя премьера назначена на 6 января, в Театриуме на Серпуховке уже играют превью для зрителей. На последнем прогоне, в минувший уик-энд побывал обозреватель «МК».

 — Чтобы я был женщиной? Да никогда! — басит здоровяк Джек в костюме цвета зефира.
 —Но мы никогда не вырвемся с этого дна. Ну посмотри, как хорошо тебе в этом платье! — в отчаянии кричит Лео (прическа как у битлов, светлый костюм).
Из чемодана летят платья, а не чепчики с лифчиками. В женском прикиде мужской объект выглядит полным идиотом. А что делать? Нелегкая актерская доля не первый раз подкидывает пикантный сюжет, уже известный миру по фильмам «Тутси», «В джазе только девушки» и другим. Бедолаги-артисты в поисках заработка и славы мотаются по провинции, публика их освистывает, и тогда они от нужды пускаются во все тяжкие — прикидываются дамочками. Американский драматург Кен Людвиг на эту тему сочинил пьесу «Примадонны», которую в МХТ поставил Евгений Писарев, зарекомендовавший себя хорошим постановщиком комедий, а вовсе не трагедий. 

 — Я и не хотел бы делать спектакли, которые вызывают у зрителя инфаркты, — говорит Писарев в перерыве.
 — Не хочешь поставить что-нибудь актуальное? Тем более комедии, за которые ты берешься, — коммерческие (достаточно вспомнить «Тенора» в Пушкинском театре).
 —На самом деле больший гламур для богатых — не бульварные комедии Кена Людвига или Рея Куни, а как раз те постановки, которые считаются актуальными, авангардными по решению. Именно на них раз в месяц выбираются сытые и усталые от жизни люди, чтобы испытать культурный шок от авангардного искусства. А мои истории, как мне кажется, для нуждающихся людей. Но не потому, что они бедные, а потому, что нуждаются в надежде, в красоте, любви. В надежде прорваться, добиться, испытать себя.

Вот очередная парочка комедиантов-неудачников идет на жизненный прорыв, выдав себя за племянниц умирающей богатенькой тетушки, у которой есть настоящая племянница. Хорошенькая-прехорошенькая любительница театра, без пяти минут жена ханжи-пастора, романтичная особа, из-за которой, естественно, тут же возникает любовный треугольник. В ее роли, как ни странно, выступает Наталья Швец, до сих пор пробовавшая себя больше в серьезных драматических ролях (театральные проекты «Демон», «Ромео и Джульетта», «Дон Жуан»). В «Примадоннах» же она — беззаботная, легкая птичка с удивительными проявлениями. Например, она почему-то любит натирать грудь ледяной водой, плашмя бросаться на кровать и изображать из себя флаг Америки, трепещущий на ветру. Согласитесь, что с фантазиями у девушки что-то не того. Впрочем, как и в самой ситуации: в ее дом является странная женская парочка, и налаженный уклад идет кувырком.

Парочку для «Примадонн» выбирали по одному критерию — это должны быть мачо. В первоначальном распределении значились Константин Хабенский и Михаил Пореченков. Однако из-за того, что Хабенский стал Колчаком (снимается в 28-серийном одноименном фильме), а Пореченков занят где-то еще, на старт вышла другая, может, менее известная, но не менее эксцентричная мужская пара Чурсин-Дюжев.


ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Они не первые и не последние, кто пытается на сцене мужское начало перевести в женское. Блестящих женщин на сцене и на экране оставили истории Олег Табаков (спектакль «Современника» «Всегда в продаже», телефильм «Мэри Поппинс, до свидания!»), Александр Калягин (телефильм «Здравствуйте, я ваша тетя!»), Игорь Верник (спектакль «Портрет»). Не говоря уже о Дастине Хоффмане и его «Тутси», наконец, классической паре Тони Кертис и Джек Леммон.

 — «В джазе только девушки» — вот тот эталон существования мальчиков в роли девочек, когда все окружающие рассматривают их именно как девочек, а не просто прикинувшихся, — говорит Чурсин. Для такого артиста, как Чурсин, все разговоры о юбках, чулках и прочем наборе дамского гардероба — несерьезны.
 — Ну да, — говорит он, — девчонкам, наверное, тоже не очень легко ходить на каблуках. Но потом привыкаешь, вот и мы привыкли. Мы все поняли, когда пришли к гениальному педагогу по сценической речи Анне Николаевне Петровой. Я думал, что она начнет говорить нам про то, как нужно простраивать речь, чтобы она походила на женскую, а она совсем про другое — как женщины смотрят, как оценивают ситуацию. 

Надо сказать, что Чурсин мечтал сыграть женскую роль начиная с того момента, как увидел «Двенадцатую ночь» английского режиссера Доннеллана, сделанную с нашими артистами. Там в роли Виолы блистал Андрей Кузичев.
 — Я, сидя в зале, думал: вот бы мне так.
Чурсин дождался своего часа и теперь на сцене предстает то мужчиной, то женщиной. А есть мизансцена, она финальная, где он вынужден не сходя с места играть оба пола сразу.
 — Когда ты репетировал полгода женский образ, у тебя ни разу не возникала мысль, что женщиной, например, жить легче и приятнее?
 — Женщиной быть по-другому. Это совсем другая история. 

Дюжев, брутальный на экране, похоже, заразился главным женским качеством — страхом.
 — Ой, только не надо спрашивать про лифчики, чулки, — запереживал мужчинский мужчина — в то время как никто и не собирался мучить его предметами женского гардероба.
Режиссер уверяет, что переодевание в женское платье — это шок для артиста. Тем более для таких мачо, как Дюжев и Чурсин, которых сознательно назначили на роли слабых особ.
 — Смешные ситуации были на репетиции, — вспоминает Писарев. — Например, мы проходим «женскую сцену», ребята говорят более высокими голосами, а в это время звонит телефон. И они отвечают не в этом же регистре, а значительно ниже, басят.

Тем не менее премьера «Примадонн» состоялась не в Москве, а в Ханты-Мансийске, на фестивале «Чайка». Сроки московской премьеры выбраны не случайно — во-первых, к Рождеству после ремонта обещают открыть сцену МХТ в Камергерском переулке. А во-вторых, в свои «Примадонны» драматург Людвиг искусно вплел «Двенадцатую ночь» Шекспира, которая, как известно, приходится на Рождество.

Пресса
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
В уральскую столицу с гастролями приехал МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.01.2017
На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015
Московский Художественный театр представил ярославцам комедию, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославль), 26.05.2015
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006