Имена

К 130-летию Михаила Чехова

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.08.2021


29 августа 2021 года — 130 лет со дня рождения Михаила Чехова (1891–1955). Гениального актера, создателя собственной школы актерской психотехники. После эмиграции из СССР познакомившего Запад с системой Станиславского, ставшего педагогом многих голливудских звезд – Мэрилин Монро, Грегори Пека, Юла Бриннера.



«Все то, что жило во мне, как страх, уверенность, любовь, страсть, нежность, грубость, юмор, душевная мрачность и проч., все было пронизано страстностью, кипевшей во мне. И когда я теперь оглядываюсь назад на все это, я понимаю, что благодаря моей страстности я буквально ускорил свою жизнь». Так Михаил Чехов говорит о себе в книге «Путь актера», которую написал в 36 лет.
Странный возраст для мемуаров, не правда ли? Но в его жизни действительно все было стремительно и сразу набело, без черновиков.
Племянник Антона Павловича Чехова, в 16 лет Михаил поступил в петербургскую Театральную школу Александра Суворина, издателя своего дяди. После ее окончания в 1910 году попал в труппу Суворинского театра. Там ему вскоре дали главную роль – царя Федора в пьесе «Царь Федор Иоаннович». После второго же представления на поклонах артисту преподнесли венок с лентой, на которой было начертано: «Юному самобытному таланту М. А. Чехову». Партнерша, игравшая царицу Ирину, больно сдавила Чехову руку и зашипела: «Сам, сам поднес себе венок!»
Полгода спустя в Петербург на гастроли приехал МХТ, и родители попросили Михаила нанести визит родственнице, Ольге Книппер-Чеховой. Та спросила: «Почему ты не хочешь перейти к нам в театр?» – «Я не смею мечтать об этом», – честно ответил юноша… и вскоре уже показывался Станиславскому. А еще через месяц, в мае 1912 года, был принят в МХТ. 



Станиславский в те годы отшлифовывал свою «систему». Молодые актеры, недавно принятые в театр, среди которых был и Евгений Вахтангов (с Чеховым они быстро подружились), с увлечением окунулись в упражнения: наука об актерском творчестве нуждалась в уточнении и развитии. Этот круг молодежи и составил костяк Первой студии МХТ. В лице же Чехова Станиславский нашел идеального артиста, подтверждающего его изыскания. В 1920-е Константин Сергеевич так напутствовал молодых мхатовцев: «Изучайте систему по Мише Чехову, все, чему я учу вас, заключено в его творческой индивидуальности. Он — могучий талант, и нет такой творческой задачи, которую он не сумел бы на сцене выполнить».



Когда в 1921 году Чехов сыграл в Художественном театре Хлестакова, в прессе писали: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история “Ревизора” на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь». Каждая роль Чехова воспринималась как драгоценность, при этом он все дальше отходил от привычного психологического театра, погружаясь в гротеск, в гиперболу, сочетая в одном образе ужасное и смешное, трагедию и комедию. 



В 1928 году, будучи директором МХАТа Второго, он уехал за границу на лечение и не вернулся. В поисках места, где сможет основать свою «школу», долго странствовал: Париж, Рига, Лондон. Незадолго до войны вместе с членами своей театральной студии переехал в Америку – студийцы играли на Бродвее, по клубным сценам. Последние годы Чехов провел в Голливуде, целиком отдавшись педагогике: его уроки оказали большое влияние на целое поколение американских артистов. Мэрилин Монро и Берт Ланкастер, Энтони Куинн и Грегори Пек – все они называли Михаила Чехова своим учителем.

Фото из фондов Музея МХАТ и книги «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии»:
Михаил Чехов.
В роли Эрика XIV. «Эрик XIV» Августа Стриндберга, Первая студия МХАТ, 1921.
В роли Гамлета. «Гамлет» Уильяма Шекспира, МХАТ Второй, 1924.
В роли Хлестакова. «Ревизор» Николая Гоголя, МХАТ, 1921.
В роли Аблеухова-старшего. «Петербург» Андрея Белого, МХАТ Второй, 1925.