Портретное фойе

Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистов

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020


Василий Качалов вошел в труппу МХТ в 1900 году и стремительно стал
известен – сыграл Берендея в «Снегурочке», Барона в «На дне», Тригорина в «Чайке». Но особенно публика полюбила его после роли Юлия Цезаря в одноименной трагедии Шекспира, сыгранной в 1903-м. Неслучайно Немирович-Данченко писал Чехову: «От Цезаря все чурались, а я говорил, что это самая эффектная роль, и чуть не силой заставил Качалова прославиться».
Спектакль поражал не только игрой Качалова. Но и изображением пестрой и очень достоверной уличной толпы, и попыткой воссоздания самого Древнего Рима – города удивительно живого, а вовсе не застывшего в мраморе. «Вся труппа занята собиранием материала и изучением эпохи» – вспоминал о репетициях Станиславский. 
«Юлий Цезарь» не на шутку захватил публику, даже детей. Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший в Московском Художественном театре в конце 1920-х годов, писал об этом в дневнике, вспоминая о своем
гимназическом отрочестве. Учился будущий милиционер (кстати, за свою образованность и манеры в театре получивший прозвище Князь) в одной из лучших московских школ. Седьмая мужская гимназия выделялась своими преподавателями, там изучали древние языки, а однокашниками Гаврилова были дети элиты. На переменах гимназисты, как всякие мальчишки, разыгрывали бои. Десятилетия спустя это были бы мушкетеры, сегодняшние школьники играют в супергероев. А в начале ХХ века гимназисты разыгрывали сцену убийства Цезаря. Вот что пишет Гаврилов: «Постановка “Юлия Цезаря” наделала в свое время массу шума среди интеллигенции; билеты брались с бою; с ночи дежурили у кассы в день выдачи билетов на новый репертуар; давали в кассе не более 2-х билетов. В то время я был в 4 классе гимназии; гимназисты увлекались постановкой; в перемены между уроками они начинали хором кричать “прощенья, Цезарь”, подражая сенаторам, а потом толпой накидывались на кого-нибудь, большею частью на А. Конюса, сына профессора консерватории, учившегося вместе со мной, и закалывали его тетрадками, свернутыми трубкой».

Дневник Алексея Гаврилова цитируется по книге издательства «АРТ» «Художественный театр после революции. Дневники и записи. Федор Михальский. 1920–1924. Алексей Гаврилов. 1927–1932».

На фото: гимназисты начала ХХ века; Василий Качалов в роли Юлия Цезаря, 1903 год (фото Музея МХАТ).
Пресса
Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020
Быть Регистром, Александра Машукова, Экран и сцена, 7.05.2020
После революции, Мария Львова, Экран и сцена, 26.03.2020