Имена

125 лет со дня рождения Софьи Гиацинтовой

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.08.2020
Сегодня 125 лет со дня рождения актрисы Софьи Гиацинтовой (1895-1982).
Ее мемуары «С памятью наедине», одна из лучших актерских книг воспоминаний, какие только были написаны, начинается с счастливейшего дня ее жизни – дня поступления в Художественный театр. Случилось это в 1910 году, Соне, девушке из интеллигентной дворянской семьи, дочке профессора-искусствоведа, едва исполнилось 15.
«Мне было ясно, что это лучший в мире театр, с лучшими в мире артистами и спектаклями. И теперь я в него допущена, и пусть совсем едва, но уже причастна его жизни, и мне дозволено дышать одним воздухом с кумирами и богинями моих недавних гимназических дней и скромно раскланиваться с ними при встрече. Позже Василий Иванович Качалов рассказал мне, что восхищение, сквозившее в моих поклонах, веселило их всех и вызывало симпатию к неизвестной барышне».
В театре ее быстро полюбили, с легкой руки того же Качалова дали нежное прозвище – Фиалочка. А вскоре полюбили и зрители, хотя в МХТ тех лет не было недостатка в ярких дарованиях. Но ее роли на этой сцене, а затем и в спектаклях Первой студии, волновали, запоминались. «Гиацинтова приносила с собой на подмостки благородную интеллигентность, духовность высокой — чеховской или серовской — пробы» – объяснял уникальность ее таланта критик Константин Рудницкий. Парадокс заключался в том, что в годы расцвета Гиацинтовой Чехова ставили мало, и ни одну из знаковых чеховских ролей Софья Владимировна так и не сыграла (разве что Раневскую – но уже много позже, в 1950-е, и совсем в другом театре). Однако богатство внутренней жизни, тонкость рефлексии ее героинь были теми – чеховскими. А еще в ней была жизнерадостность, какая-то легкая, чистая, сияющая витальность, что придавало тонкому психологизму ее игры особое обаяние. 
Софья Владимировна прожила очень долгую жизнь, 86 лет. Она всегда была востребована, много играла, без особого труда перешла на возрастные роли, ставила как режиссер, после смерти мужа Ивана Берсенева в 1951 году была назначена художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола. Но ее судьбу язык не поворачивается назвать действительно благополучной. Потому что по этой судьбе трагическим разломом прошло закрытие любимого театра, в котором она была с первых его шагов и до самой гибели, – МХАТа Второго.
Неслучайно ее мемуары хронологически обрываются именно в этот момент – когда в 1936 году занавес МХАТа Второго опустился в последний раз. Эти страницы невозможно читать спокойно: «… Мы вышли из театра. Кто-то, что-то забыв, рванулся обратно, но дверь служебного подъезда была уже заперта, для нас — навсегда. “Софочка, как страшно!” — прижалась ко мне Сима (Серафима Бирман – прим. ). На тротуаре долго прощались. Потом долго шли по ночной, сырой от мокрого снега, улице. Помню сочувственно качающуюся надо мной бороду Фаворского и его слова: “Теперь вы исторические личности”. Теперь мы мертвецы, думала я».
Что было дальше, не было сил писать, и Гиацинтова в книге возвращается назад, с головой окунается в спасительный мир своего счастливого детства. Словно бежит от боли.
Если вы вдруг не читали мемуары Софьи Владимировны Гиацинтовой «С памятью наедине», то обязательно прочтите, благо книга доступна в интернете по ссылке: http://teatr-lib.ru/Library/Giatsintova/memory/