Имена

«Художественный театр. История в фотографиях»: как Максим Горький изгонял «Бесов» из МХТ

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.04.2020


Максим Горький был вторым после Чехова важнейшим автором для Художественного театра. Собственно, Чехов и подтолкнул Горького к
занятию драматургией, он и познакомил молодого писателя в 1900 году в Крыму с артистами МХТ – результатом этого знакомства стали постановки пьес «На дне» и «Мещане».
При этом отношения Горького и Художественного театра были непростыми. Скажем, в 1904 году театр решил не ставить его пьесу «Дачники». Свою долю сумятицы вносила и актриса Мария Андреева, гражданская жена Алексея Максимовича, которую Немирович в то время хлестко называл «Великой мутилой».
Одним из поводов для размолвки стал и… роман Достоевского «Бесы». В 1913 году Немирович-Данченко начал репетировать спектакль «Николай
Ставрогин». Информация об этом привела Горького в негодование. 
Дело в том, что Горький был не только модным писателем, но и
политической фигурой. Достоевского он считал своим идейным
противником, а его романы – социально вредными. В «Бесах» пролетарского писателя возмущали образы «дьяволов от революции» – Петра Верховенского и других, а также склонность автора показывать все ужасное и болезненное. Горький в письме с острова Капри пригрозил Немировичу, что поднимет волну против этой инсценировки. И действительно – вскоре в газете «Русское слово» он разразился статьей «О карамазовщине», в которой призывал добиваться запрета премьеры: «Я предлагаю всем духовно здоровым людям, всем, кому ясна необходимость оздоровления русской жизни,— протестовать против постановки произведений Достоевского на подмостках театров».
А также высказывал издевательское предположение, что Немирович-
Данченко, видимо, скоро дойдет до того, чтобы представить на сцене
«лучшего театра Европы» «Сад пыток» французского писателя Мирбо –
настолько далеко простирается его любовь к садизму. В театре взволновались. К написанию ответного письма привлекли эрудита
Александра Бенуа, бывшего в то время содиректором Художественного
театра. Письмо появилось в том же «Русском слове». Но репетиций,
естественно, никто не остановил. 
Премьеру «Николая Ставрогина» сыграли в октябре 1913 года. Спектакль поражал и актерскими работами (Василий Качалов мощно играл Ставрогина), и глубокой мрачностью. Именно депрессивность постановки определила ее короткую жизнь: в следующем году началась Первая мировая война, и публика захотела чего-то более жизнеутверждающего.
Ну а с Горьким у МХАТа было еще немало витков отношений. В советские годы писатель помогал отстаивать пьесы Булгакова, во многом благодаря ему МХАТ получил особый статус и стал подчиняться напрямую правительству. В 1932 году МХАТу было присуждено имя Горького, что стало неожиданностью для отцов-основателей. Правительство тогда давало это имя многим учреждениям (так, что писатель Пришвин даже пошутил в дневнике, что пора ему подписываться «Михаил Пришвин им. Горького»). Но в случае со МХАТом это жест все же имел свои основания. 

На фото: Максим Горький; Василий Качалов в роли Николая Ставрогина.
Пресса
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018
Автор как герой, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 30.03.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Смертельно для будущего, Елена Жатько, startup.ru, 26.05.2017
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017