Имена

Артист-парадоксалист

Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
На 55-м году жизни в Москве умер народный артист России Виктор Гвоздицкий — один из самых необычных и талантливых современных русских театральных актеров.

Одной из знаменитых ролей Виктора Гвоздицкого был Парадоксалист в спектакле Камы Гинкаса «Записки из подполья» в конце 1980-х годов. Название этого персонажа наиболее точно и определило суть актерского дарования Виктора Гвоздицкого. Его игра всегда была парадоксальной, в ней необычайным образом сочетались какая-то праздничная легкомысленность и знание мрачной изнанки жизни. Гвоздицкий на нашей сцене, зараженной стремлением к психологическому правдоподобию, был одним из столпов второй, «оппозиционной», но столь важной для русского театра традиции эксцентрической игры.

Виктор Гвоздицкий родился в 1952 году в Краснодарском крае в семье машиниста паровоза и учительницы математики. Театральное образование он получил в Ярославле, на родине русского профессионального театра. После окончания училища отправился в Ригу, где несколько сезонов отработал в знаменитом в ту пору Рижском ТЮЗе под руководством Адольфа Шапиро. Но признание пришло к Виктору Гвоздицкому в Ленинграде, куда он, приглашенный работать в Театр комедии, перебрался в середине 1970-х годов.

Индивидуальность актера всегда привлекала режиссеров самых разных вкусов и направлений. Известность в театральном Ленинграде Гвоздицкий получил прежде всего в знаменитых спектаклях Петра Фоменко в Театре комедии «В этом милом старом доме» и «Лес». Но в эти же ленинградские годы он сыграл у Льва Додина, Романа Виктюка и Генриетты Яновской. На него обратил внимание даже театральный бог города Георгий Товстоногов, пригласив на подмостки БДТ. В 1984 году Гвоздицкий сыграл Тень в одноименном знаменитом спектакле Николая Акимова, восстановленном режиссером Юрием Аксеновым. Роль в сказке Евгения Шварца для Виктора Гвоздицкого стала этапной. Иронический склад ума и таланта актера, изобретательность и подвижность его игры, удивительный сплав изящества и отчаяния позволили критикам говорить о нем как об идеальном акимовском актере, хотя самого Николая Акимова к тому времени уже не было в живых.

Но по-настоящему судьбоносной стала встреча Виктора Гвоздицкого с Камой Гинкасом: в Мастерской молодого актера и режиссера они сделали спектакль «Пушкин и Натали». По смелости отношения к хрестоматийному литературному и историческому материалу равных этому спектаклю в театре того времени не было. В 1985 году Гвоздицкий переехал в Москву и работал в театре «Эрмитаж» еще у одного очень оригинального режиссера — Михаила Левитина. Актер сыграл в спектаклях «Нищий, или Смерть Занда» Юрия Олеши и «Вечер в сумасшедшем доме» по Александру Введенскому, и о нем впору было говорить как об идеальном обэриутском актере.

Очевидно, что режиссеров привлекало удивительное умение Гвоздицкого соединять в своих героях житейскую беспечность и романтическое раздражение, насмешку и наивность, едкий ум и готовность витать в облаках. Какой-нибудь Эжен Лабиш («Соломенная шляпка») мирно уживался в его репертуаре с Достоевским: на уже упомянутые «Записки из подполья» и «Играем'Преступление'» Камы Гинкаса рвалась вся театральная Москва. Надо сказать, что Виктор Гвоздицкий оставался исключительно театральным актером, кино он не любил, и оно, надо сказать, отвечало актеру взаимностью.

В середине 1990-х его позвали во МХАТ — Олег Ефремов в конце жизни видел в Гвоздицком необходимую для усталой труппы Художественного театра прививку другого стиля игры. Гвоздицкий сыграл Тузенбаха в последних ефремовских «Трех сестрах» и репетировал главную роль в вышедшем уже после смерти худрука МХАТа «Сирано де Бержераке». А последним его главным режиссером стал Валерий Фокин: сначала Виктор Гвоздицкий сыграл в спектакле Центра имени Мейерхольда роль великого теоретика и мученика театра Антонена Арто, а потом даже перешел по приглашению господина Фокина в труппу петербургского Александринского театра, где сыграл в «Двойнике» Достоевского. Природа таланта Виктора Гвоздицкого определила его судьбу. Он обречен был быть странником и одиночкой. Жизнь его героев была одновременно безумным праздником и праздничным безумством. Персонажи Виктора Гвоздицкого с вызовом и насмешкой умели заглядывать в ту бездну, в которую вчера ступил и сам этот ни на кого не похожий артист.
Пресса
Сюжеты из жизни Гвоздицкого, Валерий Семеновский, Театрология, 30.09.2021
Гвоздик, Витторио, Уксус и Ужас Васильевич, Валерий Семеновский, Знамя, 15.08.2021
Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020
Пьеро и Арлекин, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 13.10.2015
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997