Имена

Памяти Виктора Гвоздицкого

Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Сегодня в Москве прощаются с народным артистом России Виктором Гвоздицким: сначала — отпевание, в час — гражданская панихида в Центре имени Мейерхольда, где Гвоздицкий играл Антонена Арто, потом — похороны на Митинском кладбище.

Безвременная смерть — Виктору Васильевичу Гвоздицкому не было и 55 — 30 сентября был бы «очередной», «молодой» юбилей. Выдающийся актер, уникального дарования. Кто-то сравнил его с великим Михаилом Чеховым — какое-то время Гвоздицкий и вправду шел «по пятам» чеховского репертуара, сыграл Эрика, Хлестакова… Фантастическая органика и какое-то животное чувство профессии, ремесла позволяли ему пренебрегать этими условностями. Он играл Раскольникова, подпольного человека у Достоевского в спектаклях Камы Гинкаса, играл у Левитина, в театре «Эрмитаж» Подколесина, играл Тузенбаха в великих «Трех сестрах» Ефремова. Этот спектакль и воспринят был, и его называли прощальным, хотя сам Ефремов скоро начал репетиции «Сирано де Бержерака» с Сирано-Гвоздицким. Эта прощальность «изрыгалась» прощальным криком — воплем Тузенбаха-Гвоздицкого: «Ир-рр-ри-и-ина!.. Я не пил сегодня кофе». Не крик — животный, ознобом пробирающий сдавленный рев, хрипящий выдох, единственный выплеск долго сдерживаемой страсти так и стоит в ушах.

Пограничные состояния, подвалы и казематы подсознания — все это он умел играть как никто. И - поразительное дело — актер самой что ни на есть формальной, эксцентрической школы, он оказался нужен не только Николаю Шейко, созвучно мыслившему с актером, но и Ефремову, который в последние годы жизни не только пригласил Гвоздицкого во МХАТ, но как-то трогательно приблизил к себе. Точно почувствовал, что Гвоздицкий, как и он, Ефремов, к театру относится как к служению, высокому и единственному в своей жизни. Как к делу жизни. Был верен театру, сцене — «Эрмитажа», потом МХАТа, потом — до последнего дня — Александринки, куда переехал по зову Валерия Фокина. В кино почти не снимался — не видел смысла, полагал суетой.

Гвоздицкий знал толк в театральном ремесле — ученик Ярославской школы, он привез с собой в Москву почти уже потерянное знание секретов ремесла, тех самых 200-300 штампов, без которых провинциальная сцена немыслима, а столичная ныне обходится. Редчайший случай: Гвоздицкий был выдающимся актером и потрясающе порядочным, деликатным, трогательно внимательным человеком. Хороший человек, говорят, — не профессия, но в сочетании с профессией — такая редкость.
Пресса
Сюжеты из жизни Гвоздицкого, Валерий Семеновский, Театрология, 30.09.2021
Гвоздик, Витторио, Уксус и Ужас Васильевич, Валерий Семеновский, Знамя, 15.08.2021
Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020
Пьеро и Арлекин, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 13.10.2015
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997