Имена

Александр Калягин: Когда я был Лениным

Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
На «деловом завтраке» в «Российской газете» с народным артистом России, художественным руководителем театра “Et cetera” и председателем Союза театральных деятелей РФ Александром Калягиным мы обсуждали театральную реформу, грядущие выборы нового председателя СТД, отложенный навсегда или до лучших времен закон о театре, продажу земель питерского Дома ветеранов сцены, состояние русскоязычных театров стран СНГ и Балтии, положение наших театральных гениев… Не спросили мы его только о личной жизни и новых ролях.

Театр не будет прачечной

Российская газета: Александр Александрович, театральная реформа еще впереди? О чем вы уже договорились с правительством на уровне слов и на уровне документов в реформировании российских театров?

Александр Калягин: О главном — сохранении государственного финансирования. Оно не может быть полным, но формы собственности зданий остаются прежними. Мы добились трех форм существования для всех театров, которые вправе выбрать любой приемлемый для себя путь. Во-первых, полное государственное финансирование, назовем это условно советской системой, когда театр полностью сидит на бюджете. Дали зарплату — получил, отчитался, расписался за каждую копейку, за каждое блюдечко и бархат на сцене ответил, и так далее. Данная форма может помочь театрам юного зрителя, кукольным театрам, она должна существовать обязательно. Вторая форма — автономные учреждения. Такой микс государственный и получастный. И третья форма собственности — частная: хотите выкупить здание, хотите за все отвечать — пожалуйста, выкупайте. Но пока никто этого делать не спешит: дорого содержать, налоги съедят…

Мы живем в Москве, но вы не представляете, что делается даже в благополучных театральных городах — таких, как Омск, например. Многие театры остались вообще без главных режиссеров. Никто не хочет им быть — гораздо удобнее приехать, сделать две постановки, получить гонорар за три-четыре месяца и уехать в другой город. Зачем брать на себя лишние обязанности и ответственность? Разбираться: кто доволен, кто нет, почему женский состав труппы вечно недоволен, кто когда женился, кому квартира нужна… Мы собирали молодых режиссеров, и они все как один заявили: не нужно нам такое…

По реформе все боли должны были соединиться в одну корзину. Медицина, образование, музеи, театры — все попадали под один гриф «сферы услуг». Мы вздрогнули. Раньше театр все-таки относился к идеологической сфере, а сейчас его приравняли к прачечной… И все рычаги, относящиеся к сфере услуг, оказывались применимы к творчеству. Это нам удалось предотвратить.

РГ: Возможно, именно громкая дискуссия о театральной реформе дала понять, что у нас остались еще влиятельные общественные организации, каким в свое время был Союз кинематографистов…

Калягин: Предотвратили мы и появление в театрах попечительских советов. С самого начала все просто встали на дыбы. У нас есть учредители — комитет по культуре, министерство культуры. С ними я заключаю договор, перед ними я отвечаю за деньги. А по той реформе в театрах должен был возникнуть еще какой-то попечительский орган, непонятно из каких людей состоящий, который диктовал бы жизнь театру. По вкусам. По каким вкусам? Хуже придумать было нельзя, чтобы деятели одного театра вошли в попечительский совет другого театра, — предположим, войдут Табаков и Калягин в попечительский совет «Ленкома», и станут навязывать Захарову свои правила игры…

Так победим

РГ: Помните ли вы 11 марта 1982 года, когда во МХАТе вы выходили на поклон в роли Ленина, и вам аплодировал Брежнев? Стали бы вы сейчас играть Ленина или какого-либо другого вождя?

Калягин: Сейчас не время для подобных образов. Надо, чтобы ушло, отлегло, отлежалось, откатилось. Иначе сразу впадешь в чистую злободневность, и получится такая агитка без объема… Я - характерный актер, в основном исполнял комические и трагикомические роли. Долгая история, каким образом меня уговорили играть роль вождя. Но дело не в этом. На моей памяти было несколько походов власти в театр. Появление Фурцевой, когда несколько раз принимали «Старый Новый год» во МХАТе, МГК во главе с Гришиным. Тяжелейший спектакль. Впервые в жизни я почувствовал энергию, когда меня просто выталкивают со сцены, о чем сказал Ефремову и Шатрову после первого действия. И тишина была, и кашли в разумной норме, но - не хотят слышать, просто ненавидят…

А на спектакле «Так победим», который посетил Брежнев, все катилось по какому-то трагическому юмору. Первая реплика, которую я услышал, боком выходя на сцену: «Это — Ленин?» И я понял, что в этот вечер будет идти два спектакля: один на сцене, другой — в зале. Еще была накладка. Зная, что Брежнев плохо слышит, девятое управление, обеспечивающее безопасность, понатыкало микрофонов в пальмы, в столы, в сиденья, в книжную полку Ленина… Где-то что-то зафонило, и со сцены пошел очень громкий диалог: «Тебя слышно? Тебя не слышно… Ты слышишь — я не слышу». Это сейчас я вспоминаю о том посещении с тяжелым юмором. А тогда мы не предвидели — только чувствовали по всему, что это уже распад. Все старые. Все разваливается…

Я ни в коем случае не жалею о том, что я сыграл Ленина. Наоборот, меня эта роль многому научила. Я многое прочитал. Причем мой контакт с образом Ленина начинался с книги Солженицына на желтых самиздатовских листочках «Ленин в Цюрихе». Меня волновала только его человеческая судьба. Как вспышка: как за пять минут до смерти человек видит всю свою жизнь. Какие были поражения, какие победы, кто был с ним рядом, кто предал… В этом мне помогала чудная женщина — режиссер Роза Абрамовна Сирота. Она никогда не говорила, что она любит, что нет. Она делала так, что ты сам начинал все это любить или ненавидеть. Так же она работала со Смоктуновским — без слов. Никогда не забуду, когда, рассказывая о Брестском мире, она так шмякнула ладонью по столу, после чего весь монолог Ленина мы построили на крике. Это была настоящая истерика Ленина…

ДВС

РГ: Обитатели ведомственного Санкт-Петербургского дома ветеранов сцены сейчас находятся на грани отчаяния: Союз театральных деятелей продает их территории. ..

Калягин: Больная тема, которую я получил в наследство. Простите меня, видимо, старость все-таки такая вещь, когда люди очень много уделяют внимания одному вопросу, когда больше не о чем говорить…

РГ: Но для них это вопрос жизни.

Калягин: А для нас это еще вопрос и нашей совести. Но стоит он так: часть построек там начала и середины прошлого века. Техническое состояние дома ужасающее. Все это никогда капитально не ремонтировалось. Мы обращались к разным людям. В свое время губернатор Яковлев мне сказал: чего мучиться, отдайте нам Дом ветеранов сцены, мы его обиходим, будут там жить и ваши и наши. То есть он стал бы обычным городским домом престарелых. Но, во-первых, наших там могло оказываться все меньше и меньше, а во-вторых, потерять ДВС с какой ни возьми для Союза театральных деятелей стороны немыслимо: это история, с него начиналось актерское общество вспоможения. .. Решение мы искали долгое время. Наконец нашли людей, которые готовы реконструировать и сделать приемлемым для жилья Дом ветеранов сцены. Но бесплатно никто ничего не сделает. Крупная промышленно-строительная организация сказала: мы дадим деньги на реконструкцию и современное оснащение Дома ветеранов сцены, а вы поделитесь территорией ДВС. ..

РГ: Половиной территории?

Калягин: Частью, которую определит специальная комиссия из секретарей СТД, куда входят в основном питерцы. Там останутся места для прогулок и для огорода, не волнуйтесь. Мы внесли предложение найти инвестора, готового за уступку прав на часть территории построить там коммерческий кусок, и часть средств, который он там получит, направить на реконструкцию Дома. Почему еще мы пошли на этот вариант — его мы полностью реализовали в московском Доме ветеранов сцены в Перово. Поезжайте, посмотрите, теперь там не столовая, а замечательный ресторан, в медицинском корпусе новое оборудование. Я считаю, это лучший Дом ветеранов сегодня в России. И тому есть объективные свидетельства. Средний возраст ветеранов, живущих в московском Доме ветеранов сцены, — 84 года, в петербургском — 87 лет. Средняя продолжительность так называемого «дожития», извините за термин, после перехода в Дом ветеранов (а наши люди туда приходят, как правило, уже когда им за 70) — 20 лет. В обычных городских домах престарелых люди живут максимум 5 лет. Почему? Они переходят в психологически некомфортную среду. Да, их там кормят, лечат, им есть где спать. Но психологически они ломаются. У нас же создается семейная обстановка, социально однородная среда, все люди друг с другом общаются на одном языке. Живут в окружении своих вещей, со своими животными. Им там комфортно. И мы это хотим сохранить.

Чтобы завершить тему, расскажу эпизод. В прошлом году я еще раз приехал в Санкт-Петербургский Дом ветеранов сцены. Сидят на скамейке два человека. Плечом к плечу. И один говорит просто, обыденно: вы знаете, все плохо, Александр Александрович, этого нет, того нет, и вообще нас сейчас продадут… А другой ему в ответ: не слушайте его, Александр Александрович, все хорошо, все замечательно… Притом они даже не возмущаются, не ведут друг с другом диалога. Я понял, что эти люди живут в своем мире, в своих представлениях…

Загранице мы поможем

РГ: Россию долго упрекали в отсутствии государственной политики по отношению к своим соотечественникам в странах СНГ. Вы и появившийся год назад в СТД Центр поддержки русского театра за рубежом многое сделали для сохранения единого культурного пространства. Чему научил вас этот год работы с русскоязычными театрами? Сколько их сейчас есть? По крайней мере, по вашей переписи?

Калягин: Больше восьмидесяти. Когда советская власть закончилась, некоторые прекратили существование. Самое обидное, закрылись ТЮЗы: их осталось всего два-три. Один в Грузии, в Тбилиси, в Алма-Ате работает ТЮЗ, но из центра города его перевели на окраину. Третий, полусуществующий, — в Баку. Они играют 3-4 спектакля в месяц, и ясно, что долго не продержатся.

Обрушить все очень просто. Наш центр называется именно центром поддержки, а не помощи, потому важно не доводить до такого состояния, когда не факт, что «скорая помощь» поможет, а в тот момент, когда что-то с ногами происходит, под локоть взять и повести. Поддержать.

Мы подключились к программе МИДа «Соотечественники», у нас она обросла лабораториями, семинарами, большой образовательной программой. Самая главная проблема русских театров ближнего зарубежья — сохранение языка. Они все просят педагогов по речи. Мы отправляем преподавателей в командировки. Еще очень важный момент — работа постановочных групп, когда мы направляем режиссеров и художников в русские театры стран СНГ и Балтии на постановки спектаклей. Поначалу, конечно, мы замахнулись на наших мастеров. Думали, сейчас запросит Гинкас или Фоменко столько-то — пожалуйста, мы были готовы пойти на все их условия. Но пока не удалось — мастера сильно заняты. Или отнеслись к этому немножко настороженно… Но тем не менее режиссеры очень хорошие ездили ставить. Хоть и не такие знаменитые.

РГ: Программа была рассчитана на год. Первого июня этот год заканчивается. Будет ли продолжено ее финансирование?

Калягин: Будет. В управлении делами президента нам обещали, что Центр поддержки русского театра за рубежом будет жить. Сказали: работайте еще год, дальше будем смотреть. Программа получила хороший резонанс. Мы многих заставили поверить в то, что они не забыты. Лев Додин согласится провести лабораторию для наших режиссеров в Санкт-Петербурге — это тоже хороший знак. Мы и в Москве хотели бы собрать всех художественных руководителей русских театров. Показать им наши театры, которые они очень давно не видели, дать возможность пообщаться друг с другом, с питерскими и с московскими режиссерами. Для них подобные встречи — всегда подарок. Когда туркменский театр приезжал в Москву и мы привели их в Малый театр, они вышли на сцену и чуть не грохнулись там все на колени — настолько для них важно было прикоснуться к святая святых… Юрий Соломин их принимал, Кирилл Лавров, Константин Райкин с ними встречались. Полгода прошло уже с тех пор, а они пишут нам письма, что живут этим до сих пор.

«Чайки» не будет

РГ: Репертуар последних лет вашего театра “Et cetera” складывается из работ режиссеров — наших ближних соседей. У вас ставили болгарин, литовец, грузин. Это тоже политика? Как художественный руководитель вы продолжаете линию председателя Союза театральных деятелей? Какая республика будет избрана на следующий раз? И какая пьеса?

Калягин: Пока думаю. Я считаю, сейчас театру необходима новая Таганка. Не диссидентская, я снимаю эту пену, а Таганка, которая заставляла человека вздрогнуть, обратиться внутрь себя: как ты живешь, что ты делаешь, почему такой мир, такая страна… Когда в театре через яркую форму будят совесть, нравственность, бьют по таким вещам. Это можно делать и через русскую классику. На моей памяти всегда примеры Олега Николаевича Ефремова. Он долго мучился, что важнее — пригласить режиссера, который принесет пьесу, или выбрать пьесу, автора и женить его на режиссере. Практика показывала, что женить режиссера не по любви на какой-то пьесе невозможно. Нужен разумный компромисс. Как хотелось бы, чтобы, глядя на спектакли наших режиссеров, было понятно: то, что они ставят, действительно их волнует. Я уже не могу просто приходить в театр и радоваться органике, таким милым перемещениям актеров в пространстве. Только ради этого не стоит тратить вечер — зритель со спектакля ничего не унесет… Я вспоминаю Роберта Стуруа с его остроумным замечанием, когда его спросили, как становятся режиссерами. Он ответил по-грузински: я не знаю, как становятся режиссером. Видимо, так: три человека репетируют, и самому бездарному говорят — поди в зал, посмотри, мы не перекрываем друг друга? И самый бездарный идет в зал. И ему начинает нравиться уже командовать… На некоторых спектаклях эта шутка становится очень похожей на правду.

РГ: Хотелось бы узнать о ваших нетворческих планах на осень 2006 года. Пойдете ли вы на третий срок председателем СТД?

Калягин: Я сам себе задаю этот вопрос. С одной стороны, это, если хотите, здоровье — потяну ли; но с другой — многое сделано, в Союзе подобралась хорошая команда. С третьей стороны, много проблем, связанных с театром “Et cetera”. Мы переезжаем в новый театр, который я, собственно, «родил»: увидел его таким и заставил архитекторов пойти за моей идеей. Безумно им благодарен: они лучше меня только сопромат знали, а все остальное — приблизительно так, чтобы все-таки не завалилось… В начале августа начинаем переезд. Открываемся осенью. Для нас это ответственный момент — открыть новое здание своей «Чайкой»… Но я решил учесть опыт Московского художественного театра, когда мы переезжали с Тверского бульвара в проезд Художественного театра… Все этого так хотели и так ждали… И вот поставили тогда «Перламутровую Зинаиду» — и так это всех надорвало. И театр тогда начал, мне кажется, сыпаться… Неудачи очень больны. Потому мы решили свою «Чайку» на открытие не ставить. Видимо, обойдемся хорошим представлением, смешным капустником. А дальше намечен целый ряд названий. Максим Курочкин специально для нас пишет пьесу. Я ему позвонил, попросил приехать и в течение нескольких дней рассказывал, какую пьесу я бы хотел видеть, — о театре, который ненавистен и любим. 

РГ: А кому достанется ваше старое здание?

Калягин: «Геликон-опере». Во время ремонта в своем здании они будут играть в нашем.

300 рублей для гения

РГ: Когда на «Деловом завтраке» в «Российской газете» был художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, он рассказывал, как трудно сейчас живет легендарный оперный режиссер Борис Александрович Покровский. Человек, у которого имя — мировой культурный бренд. В его доме и в его жизни это, конечно, не видно. Для него проблема летом один раз поехать на дачу. Он вынужден просить машину и быть чрезмерно благодарным, если она за ним приезжает. Машину нехотя присылают, забывают его в поликлинике на два часа… Он сам никогда не жалуется. И в подобном положении оказался далеко не он один. Вопрос в следующем: как талант и гениальность конвертировать в хороший заработок, в уважение — в собственном театре, в театральном сообществе, в обществе вообще? Как помочь гению?

Калягин: Я считаю, что театр, которому Покровский отдал жизнь, просто обязан ему помогать. Тем более что Большой театр — далеко не бедный театр. Он должен заботиться о своем человеке и тем более о таком гении. 

РГ: А Союз театральных деятелей? Известно, что своим членам — неработающим пенсионерам — СТД из своих средств платит надбавку к пенсии. В каком размере?

Калягин: 300 рублей. Это очень мало, честно говоря. И все-таки это больше, чем ничего. По «Программе дополнительного пенсионного обеспечения работников театров Российской Федерации» мы в Москве выплачиваем дополнительные деньги полутора тысячам пенсионеров и 700 бывшим работникам театров в регионах России. По возрастному принципу сегодня получают пенсию те, кто родился в 1927 году и раньше, но возраст мы постоянно понижаем.

РГ: С точки зрения председателя СТД России, кто из губернаторов, в каких регионах ценит театр и помогает театральному народу?

Калягин: Вообще Лужков — это эталон. Дать деньги на строительство театра Анатолию Васильеву, Петру Фоменко… Если говорить о региональных властях, есть губернаторы, с которыми ведешь переписку, и все на этом заканчивается. Есть такие, которые искренне признаются, что театр не любят, но ради вас, Александр Александрович, мы все сделаем. И это тоже хорошо. Ну, любит он охоту, к примеру, не всем же театр любить. Но он нормально, вежливо относится — или потому, что нужно, или потому, что жена, дети в театр ходят. Или потому, что какой-нибудь любимый актер там играет, или потому, что совесть есть… Но, знаете, мы все время говорим: вот там хороший губернатор, и театру хорошо живется. Но на самом деле мы все время боремся, чтобы от того, какой сидит губернатор, положение театра не зависело. Чтобы работали все правила, процедуры и нормативы. Чтобы это было установлено законодательно и не получалось так, что пришел сегодня губернатор, который любит футбол, и все театры захирели. Так быть не должно. Вот мы за что бьемся.

РГ: Так за это вся страна бьется. По всем вопросам жизни.

«По закону и по совести»

РГ: А в связи с наступающими реформами, есть ли необходимость сейчас в законе о театре, о котором в свое время много говорилось, а потом все сошло на нет?

Калягин: Вы меня уже к съезду готовите… С одной стороны, отраслевые законы нужны, а у нас их нет. С другой стороны, мы так долго над ним работали, и Совет Федерации нам помогал, но пока ничего с ними не получается. Как нам говорят оппоненты: все есть в Гражданском кодексе, обойдетесь им. Так что я не думаю, что даже в ближайшие пять лет закон о театре будет сделан. Дума его, скорее всего, отклонит. По формальному признаку. Потому что логика развития российского законодательства строится на том, что отраслевых законов быть не должно, все должно решаться в общем гражданском и трудовом законодательстве. Но в начале следующего года мы планируем провести второй всероссийский театральный форум — вопросов накопилась масса. В 1999 году было принято постановление правительства N 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации». Мы надеемся, что и в 2006 году нам удастся аналогичным постановлением правительства утвердить те нормативные документы, которые помогут театрам лучше существовать. Но это не закон о театре, а именно нормативно-правовой акт, который позволит многие вещи отрегулировать.

РГ: То есть с чего мы начали, тем и закончили. А начали с того, что мы будем когда-нибудь жить по закону, а не по понятиям, и что мы в это очень верим; а заканчиваем тем, что жить по закону мы будем вряд ли…

Калягин: В законах, в кодексе нам говорят, все права есть. Я слушаю людей, которые говорят «за», слушаю и тех, кто спрашивает: «А зачем он нужен?», и их тоже понимаешь… Наш труд специфический — это безусловно. Понятно, что ненормированный рабочий день, оголенные нервы, и так далее. Но так как у нас слабые театральные профсоюзы, говорить об этом бесполезно. Лоббировать этот закон должны профсоюзы. Иначе рычагов он не даст. Это как прописать анальгин на все случаи жизни… Так что мы тут дискутировали, как будем жить: по законам, по правилам, по понятиям… Мне кажется, мы должны продолжать жить нашу жизнь по здравому смыслу.

Благодарим за помощь и участие в разговоре заместителя председателя Союза театральных деятелей Геннадия Смирнова и координатора Центра поддержки русского театра за рубежом СТД РФ Наталью Старосельскую.
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета