Имена

Россия в ремейке, или Театр прохиндеев

, 24.04.2002
Александр Галин любит писать письма Александру Калягину. И, чтобы не ждать, когда их опубликуют в последнем томе собрания сочинений, сразу посылает их в "Общую газету" (см. "ОГ", ? 4 и 41, 2000 г.). Надо заметить, Калягин на них никогда не отвечает... письменно. А только новыми ролями. И тогда Александр вновь пишет Александру. Друг пишет другу. Похоже, на наших глазах и на наших страницах в эпистолярном жанре складывается интересная книжка о времени, которое мы проживем вместе с замечательным драматургом и неподражаемым артистом...

Дорогой Саша! Прошло довольно много времени, с тех пор как я послал тебе последнее письмо, — целый театральный сезон.
Люди театра измеряют время сезонами: от пьесы к пьесе, от спектакля к спектаклю. Жизнь артиста измеряется ролями. С исторической точки зрения, по отсчету Мандельштама, она — «короче, чем взмах ресниц». Но бывает иногда, что в роли вдруг отразится целая эпоха, ее кровавые и фарсовые коллизии, ее персонажи. Тебе всегда удавались на сцене, и особенно в кино, всякого рода ловкачи, мошенники и плуты. Некоторые твои небольшие кинороли прохиндеев остались в памяти на десятилетия. Несомненно, ты был рожден для Павла Александровича Чичикова. Этот великий характер Гоголь сочинил для тебя.
На этот раз я пишу тебе письмо после того, как ты сыграл очередного своего обаятельного негодяя — наивного идиота и веселого мошенника Убю, которого судьба вознесла на самую вершину власти и славы. Театр, поставив очень старую пьесу, ранний европейский авангард юного футуриста Альфреда Жарри, повторил уже давно пройденное западным искусством. Это «повторение пройденного» вполне естественно, и даже важно, для твоего молодого коллектива: артистам надо почувствовать европейскую школу игры, понять и ощутить себя в ее истории. 
Повторение в искусстве часто бывает слепым подражанием, бездушной копией, но может стать и трагедиями Шекспира.
На Западе, особенно в Америке, давно существует такое явление, как ремейк. К нам оно только приходит. В англо-русском словаре дан перевод: «remake — переделывать, делать заново».

Как-то ехал я по родной Покровке и вдруг увидел огромный рекламный щит. Молодая узкоглазая красавица сидела в ванной, покрытая нежной мыльной пеной. «Я люблю тебя, Калмык!» — было написано на плакате. Я притормозил. Шел снег, ветер бил в обнаженные плечи красавицы, а она улыбалась Калмыку сквозь метель и вьюгу. Где был ее счастливый избранник? В тюрьме ли? На заседании парламента? На совете директоров банка? А может быть, несся по далекой калмыцкой степи на белом лимузине или на горячем коне? Какая-то порочная, победная тайна скрывалась в улыбке юной степной ведьмы, будто летела она в своем кипящем корыте по одной ей ведомому маршруту. Она была свободной россиянкой и признавалась в чувстве к своему избраннику, как могла и как понимала свое время и его этикет. Вполне возможно, что оказался Калмык слишком гордым и требовал от избранниц таких немыслимых затрат на их рекламную кампанию; или был он намертво оккупирован другой, и девушка с плаката метила в свою соперницу… А впрочем, какое нам дело до этого? Почему не только Калмыку, но и нам, его соотечественникам, предложено было узнать о смутных девичьих чувствах, предъявленных в такой экзотической форме? Почему нас всех призвали в свидетели?
Не знаю, было ли это признание финалом или началом любви безвестной девушки и Калмыка, но рискованное приглашение миллионов горожан в тайный девичий мир вызвало какое-то острое чувство жалости и к ней, и к ее избраннику, а также к великой Москве, ко всей нашей растерявшейся стране. Вряд ли рекламный плакат чьей-то частной жизни мог быть помещен где-нибудь на Бродвее, на Елисейских полях или у Бранденбургских ворот: непременно нашлись бы протестующие американцы, французы или немцы, которые не захотели бы принудительно смотреть на избранницу Калмыка и быть невольными свидетелями ее интимного признания. Но под рекламным щитом не собирались возмущенные москвичи. Привычные ко всему, они шли сквозь метель, ехали в машинах и троллейбусах. А мне все чудилось, что где-то я уже это встречал или слышал об этом…

Конечно! Это был микроскопический российский ремейк других, почти планетарных событий! Я наконец вспомнил ту, кто научил нашу красавицу, кто ей проложил дорогу! Да разве милая наша, наивная девушка из ванной, всего лишь признавшаяся к любви к Калмыку, сравнима со знаменитой, вошедшей в мировую историю, американской дивой, не скрывавшей от всего человечества куда более тайные подробности своей любви?! Великая телевизионная империя транслировала на весь мир шоу под условным названием «Семя президента», и это стало торжеством и символом свободы под конец двадцатого века! Шоу потешило человечество, но человечество не отказалось от этого упоительного зрелища. Наоборот! Несколько пятен засохшей спермы на платье американки какое-то время занимали умы людей больше, чем все остальные земные события вместе взятые. Все ждали развития и развязки. Устоять было невозможно! Выключить телевизор было непереносимым моральным подвигом! Эта «эпическая» мыльная опера, сопровождавшаяся то точечными бомбардировками, то мирными инициативами, то историческими встречами, отразилась и в мировой политике, и в мировом сознании, и в мировом порядке.

Многие государства должны были бы поблагодарить и отметить как-то и «героя», и «героиню»! Народы, которым не удалось победить на финансовом рынке, на рынках вооружений или высоких технологий, торжествовали и упивались реваншем: они побеждали на рынке моральном! Их президенты, их члены правительств, может быть, тоже совершали большие и малые преступления, но как мужики не были так позорно «засвечены». Это поднимало страны, страдавшие комплексом неполноценности, в их собственных глазах над единственной сверхдержавой! Пьяный сумеречный бред местного царька стал не так болезненно восприниматься надорванным российским гражданским ухом: наконец-то и учителя прокололись! А то с высоколобой гарвардской иронией все учили и учили доверчивых россиян демократии!

Прошло время, и вдруг вижу, как, уже чуть похожий на Кощея, старый добрый Ларри в своих неизменных подтяжках, которые так нас умиляли, интервьюирует «героиню». О чем они говорят? Да все о том же. О правах, о нравственности… А важно ли было для них, о чем они тогда говорили? Главное, чтобы тебя не переключили, чтобы ты занимал пространство, расширялся, рос, вытесняя ближнего. Ближний, он ведь тоже не лох — конкурент! Конкуренция и борьба — основа жизни.
Кто-то про это сказал — и все поверили! А Нагорной проповеди почему-то поверили не все. Почему?

Может быть, вообще притупилось у людей чувство стыда? Это, кстати, что такое в эпоху Интернета и мобильной связи? Передается ли стыд от человека к человеку на виртуальных носителях? Конечно, все мы свободные люди, а свободные люди имеют право выражать себя. В том числе и прохиндеи.

Россия оказалась в ремейке, но этого еще не осознала. Переделка — занятие неплохое и в жизни совершенно необходимое! Почти все в мире — ремейк. Америка — грандиозный ремейк Старого Света, но в нем заключено что-то совершенно новое! Америку подняли изгои. Бежавшие из своих стран люди не прокляли Европу и Азию. Они сказали себе и миру: у нас будет и то, и другое. Есть в Америке Венеция, Париж, Москва, Кембридж, Варшава… Есть целые территории, подобно Новой Англии. Надо ли мне рассказывать о том, какие национальные черты преобладают в ремейке Неаполя на берегу Мексиканского залива?! Конечно, никто душераздирающе не кричит по ночам: О, sole mia; но в самом воздухе, напоенном шальным ароматом цветов и моря, среди рекламы кетчупов и гамбургеров, витает признание в любви к тому неповторимому Неаполю.
Ехал я в первый раз по флоридскому Петербургу и все искал что-то похожее на гениальные творения Росси и Растрелли. И хотя этот американский Петербург напоминает своими бухточками с дремотно качающимися мачтами яхт скорее Ниццу или Сант-Тропе, на душе моей было тепло. Я был в Петербурге — и этого было достаточно!

В ремейке американцам нет равных. Я встречал среди них фанатов ремейка. Однажды я был в гостях у одного американского строительного магната. Он был коренной техасец и республиканец, поднялся на использовании недорогой рабочей силы, в основном мексиканской. Его поместье повторяло различные архитектурные эпохи и стили: от барокко и классицизма до черных стеклянных объемов, означавших современный дизайн. Внутри дома находились бесчисленные копии статуй великих мастеров, а за балконной балюстрадой, на английской лужайке, я увидел клонированную флорентийскую галерею с поддельной статуей Давида перед ней.
Далекие предки магната приехали в Америку из Одессы, но сам он не говорил на русском и никогда не выезжал из Техаса. Я спросил миллионера: а видел ли он подлинник Микеланджело? Жена-красавица, моложе строителя на порядок, наверно, любившая путешествовать, раздраженно пожала плечами. Строитель же указал рукой на своего Давида и ответил мне:
 — Зачем? У меня есть свой.
Говорят, где-то на просторах нашей страны стоит деревня Вашингтон…
Пьесу Жарри поставил режиссер Морфов, болгарин, без пяти минут европеец, но со славянскими корнями. Публике был предъявлен ремейк западноевропейской театральной эстетики, усиленный стараниями артистов, привыкших добирать эмоциями. Если бы эту пьесу ставил «чистый» европеец, полноправный, так сказать, абсурдист, то результат мог бы напугать нашу публику. И так она, скажем мягко, слегка «напряглась».

Во-первых, со сцены иногда звучала не совсем привычная в нашем театре ненормативная лексика. Народ наш любит свой язык и не скрывает друг от друга его богатства и широты. Матерок звучит на российских просторах. Все мы слышим разговоры мальчиков и девочек, идущих из школы. Возбужденными воинственными стайками они останавливаются перекурить и выпить пива. Иногда кажется, что эти последователи Альфреда Жарри выкрикивают матерные слова для того, чтобы их слышали взрослые. Как только в жизни станет меньше озлобленных и голодных, а больше сытых и довольных, то мата заметно поубавится. Вот тогда и станет наш зритель с удовольствием воспринимать и изучать народный фольклор, как делают это американские зрители, для которых их fuck давно стал общим местом кинолексикона, и на него никто не обращает внимания. Но пока наша публика еще не привыкла коллективно воспринимать эти слова как искусство в театре.
В нашем театре принято просить зрителя отключить на время спектакля пейджеры и мобильные телефоны. Можно, конечно, сделать перед спектаклем предуведомление, что будут в нем звучать «крепкие» выражения. Но кто станет в положенных местах затыкать уши?

Я не обратил внимания на несколько скороговоркой брошенных тобой слов, обозначающих «образы материально-телесного низа», а сосредоточился на загадке твоего Убю. Да, Альфреду Жарри, написавшему свою первую пьесу, было всего четырнадцать лет, но за твоими плечами многолетний опыт сценических прочтений, работа с лучшими режиссерами, роли в классическом репертуаре. В зените актерского опыта и возможностей — и вдруг какая-то клоунада в дурацких цирковых башмаках с размазанным лицом и дыбом вставшими рыжими волосами. Зачем? Почему? Но за твоей детскостью постепенно угадывался актерский замысел: игралась сказка для взрослых и о взрослых. О чем же ты играл?

В начале 90-х на пересечении Покровки с улицей Чаплыгина стоял газетный ларек. Стоял и, казалось, был вечен. К 1 мая и 7 ноября его подкрашивали, за ним следили и берегли. Торговали из него ложью, набранной на дешевой бумаге, но что-то важное и неколебимое было в его названии — Союзпечать! И вот перестал ларек так именоваться, исчезли из него газеты и журналы, начал он быстро ржаветь и наполняться разным иноземным товаром: «живым», наскоро изготовленным, быстро находившим спрос. Превратился ларек в чью-то собственность, но не сделалась она священной. Зато шла священная война за собственность! Время от времени у ларька раздавались выстрелы. То приезжали какие-то джигиты, то милиционеры, то крикливой толпой ларек захватывали молдаване. И, наконец, произошло событие, которому никто не придал значения. Случилось оно, когда в ларьке встал красивый украинский парубок с молодой женой-помощницей. На самом видном месте выставлен был ими громадный гуттаперчевый фаллос, купленный, скорее всего, в одном из немецких или голландских секс-шопов. Надо сказать, сделан был фаллос на славу! Стоять бы ему и радовать свою публику там, в Неметчине, а не в одичавшей Москве, в ржавом ларьке, среди детских игрушек, воздушных шаров и дешевой косметики! Однако возник он, напряженный и гордый, на Покровке. Но здесь он явно вызывал не те эмоции, на которые рассчитывали его изготовители. Они предполагали восторг, упоение, желание, удовлетворение, но вряд ли думали, что фаллос вызовет какие-то гражданские чувства, похожие на уважение. У нас фаллос стал посланцем из другого мира, куда мы так стремились! Он превратился в символ свободы, и нельзя было роптать и возражать против него! Освобожденный из многолетнего советского «заточения», он сделался героем, этот фаллос! Испуганно засуетились женщины, пряча изделие от глаз дочерей, загоготала какая-то шпана. Шел мимо ветеран всех войн и всех революций, остановился, привлеченный шумом и свистом, и замер. Долго-долго коченел он на ветру, как будто Медуза Горгона смотрела на него из схваченного решеткой ларечного окошка! О чем он думал? Испарина покрыла бледный лоб ветерана, покосился он по сторонам, сжал зубы. Постепенно собралась большая толпа. Перед фаллосом замер в оцепенении народ. Вынесший на своих плечах многие исторические катаклизмы, он привык видеть в руках мужчин на площадях оружие, знамена, камни и кепки. Изображения детородного органа, которым он умел пользоваться не хуже других народов, прежде ему встречались только в музеях. Эти немые сцены, этот театр восковых фигур я наблюдал и на следующий день — и не было сил оторваться от растерянных лиц россиян и россиянок. Но никто фаллос не покупал. Смущала не цена, хоть и была она велика, угнетало возможных покупателей другое: надо было решиться купить такой предмет прилюдно! Прошло еще несколько дней, и стал фаллос вроде бы уменьшаться в размерах — начали к нему привыкать.

Но знал продавец своего покупателя: на излете первой весенней недели упаковал он все-таки изделие и передал его веселой толпе служивых теток, воинственно шумных, только что отметивших свой праздник с наскоро собранным застольем в безвестном учреждении!

И, став по привычке коллективным, этот публичный грех был женщинами поделен поровну… и не жалил, и не давил на совесть.
Дальнейшую историю и судьбу фаллоса я готов описать в драматической форме, если ты, Саша, согласишься сыграть этого героя. Мне кажется, что он, закодированный и зашифрованный во многих творениях мирового искусства, дождался своего часа и заглавной роли. А кому, как не тебе, играть его! Он ведь тоже, в какой-то степени, «главный» и обаятельный мошенник! Он нарушает табу и запреты, живет так, как ему вздумается. Он, тысячелетиями служивший едва ли не основным орудием в конкурентной борьбе мужчин за жизненное пространство, сейчас поник, растерялся, как будто и его достал исторический комплекс неполноценности. Кто, если не мы, поможет ему?
Ну а с ларьком после продажи фаллоса ничего необычного не случилось. Постепенно алкоголь стал вытеснять остальную продукцию — на него всегда был и есть спрос у россиян.

А гуттаперчевые фаллосы все-таки не нашли широкого спроса. Хорошо, что пока еще наши варварки предпочитают живые. Казалось, в развитых и состоятельных демократиях проблема греха была упорядочена. Кто из советских туристов и командированных не проходил робкой, неслышной поступью, как говорят, «на цырлах», мимо легендарных красных фонарей и окон, в которых, как манекены в витринах, были выставлены на продажу молодые и не очень женщины.
Но никого из «местных» эти женщины не удивляли. Утоление избытков общественного темперамента было легальным ремеслом, объектом гражданского права и налогообложения. 

Не знаю, почему-то после Кабирии, после великого итальянского неореализма, навсегда надорвавшего мне сердце, женщина, посланная на панель нищетой, бесправием и ужасом окружающей ее жизни, вызывала у меня чувство сострадания. Моя пьеса «Звезды на утреннем небе» о таких женщинах. В советские, цвета серого бетона времена эти яркие, смелые девочки, рвущиеся на Запад, казались мне настоящими героинями, искавшими свободы, другой жизни. Сколько я их встречал потом по миру, наших бедных советских Кабирий! Ушла под воду советская Атлантида, а они все бегут и бегут! Девушки первого призыва уже давно стали добропорядочными матерями и даже бабушками прелестных французов и итальянцев, турок и американцев, говорящих на русском с милым акцентом. Но в чем-то эти женщины сохранили следы того страшного времени и зачумленного суетливого бегства. Тень общего греха, поделенного на всех, так и осталась в их глазах. Обидно, конечно, что и сейчас мигрируют женские особи в основном с Востока на Запад и очень редко в обратном направлении. 

Но было когда-то другое время, и направление было другое. Я живу в бывшей Немецкой слободе, где над Яузой поднимается Лефортовский холм, где вдруг среди ужасных брежневских построек раскинется вширь дворец российского вельможи, которого прихоть русского царя сделала таковым из безвестного немца. Сколько было на Руси иноземных мастеровых, архитекторов, гувернеров, поваров?! Что, интересно, делал француз Куку на балу в городе N? Чичиков-то приехал за мертвыми душами, а господин Куку явно искал живую, глуповатую и доверчивую девичью душу. Тем же, скорее всего, был занят и грузинский князь Чипхайхелидзев. Конечно, когда руки россиян, пока растущие из одного всем известного места, начнут расти из положенного и научатся изготовлять хоть что-нибудь пригодное для жизни, а не для смерти, потянутся к нам не только нежные особи окраин бывшей советской империи, но и те, кто гордо и недоступно обитает пока за Шенгенскими воротами. Всему свое время. Правда, как тут, Саша, не вспомнить Некрасова, что «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

Твой наивный и обаятельный мошенник Убю не совершил никакого открытия, когда все свои порочные качества, все свои грехи, собственную жестокость и властолюбие, корысть и трусость, зависть и ничтожество разделил на всех. Он был главным вором, но дал понемногу поворовать и другим. Был главным сластолюбцем, но позволил чуть-чуть потешится и остальным. Он был негодяем, но даровал своим подданным свободу — свободу быть негодяями. Он понял могучую силу общего греха. Простота этого механизма выражена тобой в приемах детского театра. Так играют артисты на Новогодних елках. Твой король жил сегодня и сейчас, ни о чем не задумываясь, как живут дети. Дети любят праздники, и мы их полюбили.
У нас их много. У нас мало хороших фильмов и спектаклей, но много всяких премий, торжеств и презентаций. Почему их так много? Не потому ли, что самые богатые и масштабные в мире карнавалы и гулянья прописаны в нищих странах! Мне довелось видеть в Калькутте праздник вполне скромного локального уровня — карнавал, посвященный женской улыбке. Поверь мне на слово, Саша, что до Калькутты нам еще пока далеко! У нас пока еще не спят на улицах тысячи людей, не бродят толпы нищих и голодных! Но как преобразилась Калькутта в день этого непонятного торжества. В цветах и огнях шли и шли бесконечной вереницей тяжелые грузовики, построенные с полвека назад. Перед машинами маршировали оркестры, а в кузовах везли громадные, сложенные из цветов, головы женщин с недовольными лицами. Их сжигали и сбрасывали в реку! Когда женщина довольна — на земле царят покой и мир. Миллионы нищих смотрели на это поучительное зрелище и были счастливы. Но фейерверки — временная вещь, и наши церемонии тоже. Обидно, что и они, у кого-то занятые, часто выглядят пародиями.

В последние годы вручения и торжества, усиленные телевизионной поддержкой, стали самыми яркими событиями нашего искусства, как будто мы решили своим вкладом в мировую культуру сделать не спектакли и фильмы, а новые премии. О наших классиках чаще всего вспоминают и говорят в контексте их иллюминированного награждения по номинации «За честь и достоинство».
В своих прежних письмах я писал тебе, что артисты и роли не случайно находят друг друга. Скрыт в этом «тайный узор жизни», как говорил Набоков. Я мог бы исследовать это явление на примерах многих актерских биографий, но я давно выбрал тебя для своих доказательств и тебе не изменю: все-таки ты у нас главный артист страны. Конечно, для меня ты был и остаешься не главным, а лучшим артистом, но для некоторых ты сейчас именно «главный» — председатель театрального Союза. То, что играешь ты, как бы укрупняется, «набирается курсивом», привлекает особое внимание критиков и публики. Не потому ли один высокий чиновник, отвечающий у нас за права человека, недавно в телевизионной передаче, название которой «Свобода слова» в данном случае звучало парадоксально, похвастался, что ушел со спектакля демонстративно и никогда больше в твой театр не придет.
Обрати внимание, Саша, на слова: права человека! Свобода слова! Это уже не только из репертуара Запада! Это уже наши отечественные будни.
В цепи сыгранных тобой прохиндеев придурок Убю самый, как сейчас говорят, продвинутый. Он, ничтожество и плут, понял, что такое имидж, а точнее, харизма, и благодаря этому добился чудес.

Для многих оставалось загадкой: почему театр взял эту пьесу Альфреда Жарри, давно ставшую музейной реликвией европейского театра, почему ты это играл? Да, «король Убю» это всего лишь повторение пройденного. Благодаря твоей живой актерской природе повторение стало первично. Мало кто понял, что ты решил, оглянувшись на западное прошлое, заглянуть в наше восточное будущее, туда, где будет безраздельно править российский демос, где будет царствовать свобода и где она выразит себя, и где свободными, увы, станут не только порядочные люди, но и негодяи.

Вопрос только в том, кто окажется в большинстве.
Как все похоже в театре и в жизни!

Неужели надо повторить, сыграть гигантский, длиной не в один век, наш исторический ремейк?! Неужели все надо попробовать на ощупь, на зуб?!
Нам-то, конечно, все-таки легче: мы в это играем! А люди пройдут по живому. Но, может быть, играем для того, чтобы им легче было идти?



Александр Галин
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета