Имена

Пароход назвали «Вассой»

Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
16 пароходных труб на сцене, а про пароходы и доходы от них — почти ни слова. Зато много воды, процедур с ней и много горя. Горе от Горького Максима. Такой представлена на сцене Художественного театра «Васса Железнова», второй вариант знаменитой пьесы 1910 года. Режиссер — Лев Эренбург, приглашенный в МХТ из Питера.

Занавес открывается, и зал на коллективном выдохе аплодирует. Есть чему — сцена наклонена к зрителю коробельной палубой, а 16 черных пароходных труб вертикально режут тревожное голубое пространство. Эффектно, ничего не скажешь. Из мебели только кресло, и тяжелая люстра спускается вся в подвесках. Лохматый мальчишка то ли с перепоя, то ли спросонья оперся о трубу. Служанка с ночными горшками на вытянутых руках и отвращением на физиономии. И уж совсем пьяный в лоскуты господин в богатой шубе — его штормит от трубы к трубе. Так начинается утро в семействе Вассы Железновой, владелицы пароходов.

Работа художника удивляет и дальше — из трюма, как на лифте, поднимается ванна с голым мужчиной в мыле. Хозяин — капитан Железнов (Сергей Колесников) — заботится о чистоте плоти: трет, моет, фыркает. Водные процедуры, начавшиеся в первом акте, с успехом продолжатся во втором — в баньке паром поддают и в прорубь ныряют.

Вспомним Горького, писавшего о бесконечной борьбе человеческого духа героев со своей плотью. Судя по спектаклю Льва Эренбурга, вся пьеса сведена к этой борьбе. Страстной, беспощадной и проигранной. Плотское российского семейства ужасает с самого первого утра: сценическое похмелье забавно, как всякая подобная сцена.

Дальше — больше: глава семейства влезает в петлю, срывается, глушит коньяк, давится им, хрипит… наконец кончается от сердечного приступа. Девочки его во втором акте напьются, и тоже все это будет выглядеть неэстетично, физиологично как совсем некрасиво задирание подолов, выставление задов и совокупления… Бр-р-р… Не нравится? Думаете, в жизни по-другому? В тот день, когда в МХТ давали премьеру, вся Россия содрогнулась, посмотрев в Интернете, как 16-летние пацаны из Иркутской области ногами избивали 73-летнюю учительницу физкультуры, и это выглядело куда отвратительнее. Так что крутить носом и искать сегодня в театре чистенькую жизнь могут только очень наивные или очень сытые люди. Тем более что режиссер Эренбург в своей прошлой жизни 12 лет работал врачом «скорой помощи» — всякое видел, знает цену человеческой природе.

 — Жизнь человеческого духа сильнее всего проявляется через жизнь человеческого тела, — утверждает он. И, похоже, в своих сценических деяниях не отступает от этого ни на шаг. А понравится это или нет — не его проблема.

И вот сама Васса Борисовна. Женщина дородная, сильная и у Эренбурга, явно вызывающая симпатию с сочувствием. Трагическая фигура, на которой паразитируют все: секретарь обирает, дети не любят, муж прожигает нажитое не им. Трагическую фигуру играет актриса с ярким комическим началом — Марина Голуб. И в этом вся интрига. Идут в первую очередь на нее. Голуб удивляет — свой яркий темперамент жестоко подавила. Она напрягает — нет-нет да и прорвутся знакомые нотки. Она поражает — с какими подробностями передает состояние своей героини, особенно предсмертное. Но главное — нашла слабость сильной личности, вызывающую к ней, а не к другим сочувствие. 

Этот большой спектакль пока только начинает набирать дыхание, актерам в страстях, доведенных до высшего градуса, сложно и не справляясь с накалом, актеры много кричат. Если первый акт цельный, то второй дробится,и между первой и финальной сценой имеет серьезный провис. Из других работ, про которые можно уверенно сказать «состоялись», пока две — Янина Колесниченко в роли Анны и Сергей Колесников в роли капитана Железнова.
Пресса
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001