Имена

Памяти Надежды Ламановой

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.10.2020


Сегодня, 15 октября, день памяти Надежды Ламановой, первого российского модельера, «русской Коко Шанель», которой рукоплескал Париж. На протяжении сорока лет жизнь знаменитой портнихи была связана с Художественным театром. Впрочем, и вокруг обстоятельств смерти ходит немало легенд: даже утверждают, что 15 октября 1941 года Надежда Петровна умерла прямо на ступенях МХАТа. 
Надежда Ламанова – пример женщины, круто взявшей судьбу в свои руки. Собственную швейную мастерскую недавняя выпускница Московской школы кройки и шитья Суворовой открыла в 24 года. У молодой портнихи обнаружился отменный вкус – так что со временем у нее стали одеваться не только купеческие жены, но и дамы высшего света и даже великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы. Представили Надежду и самой супруге Николая II: платья Александры Федоровны, выполненные в мастерской Ламановой, – бальные, парадные, визитные – хранятся сегодня в Эрмитаже.
Процветающее дело позволило забыть Ламановой о личной трагедии: в 1891 году у нее на руках умер муж. Второй раз Надежда Петровна вышла замуж в конце 1890-х, ее избранником стал Андрей Павлович Каютов, юрист и актер-любитель. Именно он познакомил жену со Станиславским. Первый заказ от МХТ Ламанова получила в 1901 году – это была пьеса Немировича-Данченко «В мечтах». Автор самокритично вспоминал: «По совести, нисколько не рисуясь, я думаю, что дамские туалеты на Андреевой, игравшей главную роль, на Книппер и Лилиной были для публики большей притягательной силой, чем сама пьеса».
Ламанова шила туалеты Раневской в «Вишневом саде», костюмы к спектаклям «У жизни в лапах», «Дядюшкин сон», «Отелло», воплощала в жизнь блестящие эскизы Александра Головина к «Женитьбе Фигаро». В 1909 году газеты написали о том, что Художественный театр открыл счет своим артисткам в ателье Ламановой, причем шить на деньги театра можно даже обувь. Клиентками Надежды Петровны были Ольга Книппер-Чехова и Мария Андреева, Лидия Коренева и Алиса Коонен, Алла Тарасова и Ангелина Степанова. Модельером она была деспотичным: примерки длились по нескольку часов, и дамы, случалось, падали в обморок.
В 1932 году Надежда Петровна устроилась в штат МХАТа в качестве конструктора и консультанта по костюмам. Среди ее работ тех лет – феерические костюмы к «Анне Карениной». Когда Станиславскому врачи прописали автомобильные прогулки, она часто составляла ему компанию. Они хорошо понимали друг друга, недаром филолог Георгий Леман, знавший обоих, писал: «Я смело утверждаю, что то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма».
14 октября 1941 года, в панические для москвичей дни, часть сотрудников Художественного театра эвакуировалась из столицы. Говорят, что 79-летняя Ламанова с сестрой опоздали к месту сбора, и мхатовцы уехали без них. Это так расстроило Надежду Петровну, что на следующий день у нее случился сердечный приступ. Сохранилась телеграмма, отправленная ее сестрой скульптору Вере Мухиной: «Пятнадцатого Надюша внезапно скончалась моих руках сердечно обнимаю всех Терейковская».