Имена

Театр не одного актера

Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Сколько раз вы ни позвоните народному артисту и неисправимому холостяку Евгению МИРОНОВУ, столько раз вам ответит приятный женский голос. Это его мама. Она вас выслушает, все взвесит и уж потом, если повезет, допустит до «тела».

В последнее время про него чего только не писали, с переходами от подобострастной восторженности до презрительной скандальности. И Тамара Петровна заняла оборону: «Оставьте Женю в покое! Я не буду с вами разговаривать!» Ей до сих пор звонят по десять раз на дню, добиваясь откровений о жизни звездного сына. Она отказывает и ругается. Мы прошли ее телефонный «фейс-контроль» только с третьего раза.

В строчках светской хроники читаешь: «На фестиваль актер Безруков прибыл с женой, режиссер N с другом, а актер Миронов с мамой?» Почему для состоявшейся звезды и члена Совета по культуре и искусству при Президенте России мамино общество куда приятнее любого другого? Тамара Миронова согласилась приоткрыть некоторые из больших семейных тайн.

 — Среди ролей любимого сына есть та, что нравится больше остальных?

 — Гамлет. Спектакля уже нет, а мне кажется, что Женя не наигрался.

 — Вроде бы Гамлет ему тяжело достался, даже до санаторного лечения дело дошло, а вам все равно эта роль нравится…

 — А кто ему легко достался? Каждую строчку он пропускает через себя. Мы с ним репетируем, и я это вижу. Женя очень самокритично к себе относится.

 — Он рассказывал, как вы с ним всего «Идиота» выучили.

 — Не только. И Гамлета учили. Я и за Офелию, и за Лаэрта реплики проговаривала.

 — Смотрела фильм «Побег» Кончаловского…

 — А сейчас он снимается в еще более нетипичной роли — бандита играет! Перекрасился в блондина, приехал, и я его не сразу узнала даже.
Игру-то его я всегда оцениваю на «пять», а вот фильмы нравятся не всегда.

 — Не предлагаете сыну сбавить обороты?

 — А как же! Про режиссуру ему говорю, про преподавание. Но Женя всегда успокаивает: «Мам, это все скоро кончится». Я вижу, что он готов к режиссуре, но, видимо, пока не наигрался. И я не могу его сдерживать, не имею права.
Знаешь, я просматриваю огромное количество фильмов, и есть ведь такие актеры — не играют, а живут. А есть — что и не играют даже, а так, текст говорят. Мне жалко талантливых ребят, которым дадут один-два фильма сыграть и задвигают в угол.

 — Почему?

 — Да не почему! Родни у всех много.

 — Ваш же пробился.

 — Да, Женю никто не толкал, да и некому было. Я уверена в том, что он пробился только своим талантом. Он работяга, такого второго еще поискать надо! Постоянно читает, что-то придумывает, образы ищет. Так лбом и пробивал себе дорогу.

Таких не берут в космонавты

 — В детстве ставили сына на стульчик, чтобы он гостям стихи читал?

 — Не ставила. Женя играл на аккордеоне, на бубне, устраивал спектакли. В школе он писал сценарии, раздавал роли, не забывая оставлять себе главную. Однажды он ставил «Красную шапочку», сам читал, играл на пианино, режиссировал. Репетировать обычно приходили к нам, поэтому я только бутерброды резать успевала.

 — А стать он хотел только артистом или были варианты?

 — Он артист и всегда им был. Они с сестрой постоянно наряжались, Женя ходил по дому с кинжалами, придумывал себе плащи какие-то, то есть изображал. Оксана тоже видела себя только балериной. С маленького возраста растяжкой занималась. Она от природы не очень пластичная, поэтому ей все непросто далось. Помню, «лягушку» делает, плачет? Женя ей помогает. Сейчас у Оксаны своя балетная школа в Москве, 80 детей учатся. Она у меня тоже девочка целеустремленная.

 — Неужели легко посадить мальчика за аккордеон?

 — Женя очень послушный. Я говорила, и он слушался. Они же у меня такие? Поверишь, не могу припомнить ни одного случая, когда бы они с Оксаной поссорились. Они и сейчас постоянно друг о друге беспокоятся, звонят, разговаривают, советы дают по работе. Это что-то! Я такого уважения и взаимопонимания еще ни у кого не видела. У них разница шесть лет, — Тамара Петровна улыбается. — От теплых ползунков у Оксанки на ножках оставались байковые катышки, так он их снимал. Женька про себя так и говорил: «Няня пошел в школу!» Однажды у меня палец на руке разболелся, и я попросила Женю помочь со стиркой Оксанкиных колготок. Боже ж ты мой, какая была картина: маленький, тоже в колготках этих смешных, сядет на краешек ванной и стирает. Так и стирали — день он, день я.
Мы все очень домашние. Если я садилась вязать, ребята тоже брали спицы. Семечки и те всегда грызли вместе.

Папа артиста Миронова, ныне, увы, покойный, работал в «Табакерке» рядом с сыном, что называется, по практической части — был мастером на все руки, мог и починить, и отвезти. А Тамару Петровну Олег Павлович взял в театр билетером, но творческого запала она не растеряла. Запросто выскажет мнение по поводу спектакля, а то и даст совет, ну хотя бы самому Табакову.

 — Женя тоже умеет вязать?

 — Да. 

 — Не может быть, чтобы за все детство не было ни одного ЧП: он что, не падал с заборов, не курил, не таскал соседские яблоки?

 — У Жени было настолько скромное детство, что не могу припомнить ничего подобного. Даже когда я оставляла его на соседку, он сидел с ее детьми как нянька. На рыбалку их водил. 

 — Но наверняка же была мальчишеская компания. 

 — Конечно. У Жени много друзей. До сих пор его школьные приятели заходят в гости. Детство вспоминают. Некоторые лысые уже.

 — Неужели за все детство артист Миронов ни разу не подрался?

 — Нет. Был один мальчик, Гена, который Женю шпынял. Никогда не разбиралась и не влезала в мальчишечьи дела, а здесь не выдержала. Этот поганец бил всегда под дых. А мой приходил домой весь скрученный и говорил: «Мам, ну неужели ему не жалко, что мне так больно?» Раза три я ходила с тем мальчиком разговаривать, он жил в нашем же подъезде, только на пятом этаже. Ноль эмоций. 
В очередной раз Гена стоял за беседкой и поджидал Женю. Ударил так, что сын просто не смог разогнуться. Я пошла в школу. Была перемена, и Гена стоял в толпе детей. «Когда в последний раз его ударил?» — «Вчера». — «А за что?» — «Просто так». — «А тебя можно ни за что ударить?» И влепила ему по уху так, что парень упал. Потом попросила у него прощения, но пообещала, что, если он еще Женю тронет, голова у него будет там, где попа. Я ждала, что придут Генины родители, но никто не пришел, и избиения прекратились.

 — А сейчас, когда сына обижают, вы как реагируете?

 — Не вижу, чтобы его обижали.

 — В прессе появилось много скандальной информации: то о связи Жени с артисткой Бабенко, а то и вовсе — с актером Астаховым. И каждый раз авторы приводят ваши комментарии. 

 — Откуда они только берут комментарии эти! Я или трубку кладу, или говорю, что все вопросы к Жене. Я же не знаю, хороший человек Астахов или плохой, я и узнавать этого не хочу. Приходил — кормила, поила. И все. К нам много кто заходит, сценарии обсуждают, разговаривают, репетируют. Я обычно ухожу в свою комнату, чтобы не мешать.

 — Как вы переносите этот информационный вал?

 — Никак. Теперь уже никак. А раньше переживала. В одну газетенку даже с мужем поехала, что-то думала им доказать. Их журналистка мне звонила, и я сказала ей два слова, а напечатали двадцать два. Так они мне тогда заявили, что это их хлеб. Но как такой грязный хлеб поперек горла-то не встанет!

 — Всегда можно судиться.

 — Журналистка эта оказалась беременной. Ну что ж я, беременную девочку в суд потащу?

 — Если не ошибаюсь, ваш идеальный ребенок курит?

 — Очень мало. Жене было двадцать лет, когда он сказал: «Мама, можно я буду чуть-чуть курить?»

 — Ну да бросьте, наверняка втихаря покуривал.

 — Исключено. Я же всегда принюхивалась, когда Женя или Оксана откуда-то приходили! А тогда Женя объяснил, что не хочет от меня что-то скрывать, но собирается быть как все люди, то есть курить. Но до этого — ни-ни. Он даже с Оксаной на эту тему разговаривал. Женя ей так и говорил: «Оксана, не надо курить. Это же все шелуха». Он старался ей внушить, что девочка должна быть чистоплотной, делать все по порядку — например, сначала прибрать на столе, а потом уж садиться за уроки.

В театральных кругах ходит байка: на спектакле, в котором участвует актер Миронов, с его мамой рядом лучше не садиться. Иначе проблематично будет уйти даже в туалет. Тамаре Петровне кажется, что эпизоды игры ее талантливого сына пропускать нельзя, и она искренне спасает зрителя от такого опрометчивого шага.

 — Вы строгая мама?

 — Никакая я не строгая. Я все контролировала, потому что у меня к жизни очень внимательное отношение. Оступиться — это в один момент, а расхлебывать будешь всю жизнь. Если ребенка упустить, улица мигом его воспитает. Нас в семье было восемь человек детей, и я не могу вспомнить такого, чтобы мама кого-то из нас налупила. Но она была такой же мамой, как я. Пристально следила за жизнью детей. Я из своего детства знаешь что помню? Мама грела стул чайником, чтобы я садилась на теплое. И мою школьную форму грела над плитой, чтобы тепло было надевать. А я говорила: «Мама, когда я вырасту и у меня будут дети, я стану так же делать». И ведь делала! Женя потом мне выговорил: мол, зачем такую теплицу устраивала, теперь у меня чуть что — и простуда готова! А я же не знала, хорошо это или плохо, тепло — и ладно. Оксана моя в этом плане, конечно, молодец. Она Тимошку с трех месяцев в бассейн водит, водой холодной обливает, они ныряют вместе! Он такой бутуз загорелый, по траве сейчас носится как вихрь, в восемь месяцев ходил уже.

Она была актрисою…

 — Читала, что вы работали электросварщиком. Это правда?

 — Не работала. У нас на территории военного городка Татищево, где мы жили, был филиал предприятия по изготовлению праздничных гирлянд. Я припаивала к гирляндам звездочки, то есть была электродчицей. Женя с Оксаной приходили мне помогать. Работала я неполный день, потому что, сама понимаешь, двое детей, муж, две собаки. Потом стала лаборанткой, но работать не хотелось, потому что единственное, кем действительно хотелось стать, — это артисткой. Это моя боль. Я так и говорила Жене: «Я не дошла, дойди ты!» Играла в Доме офицеров в самодеятельном театре, но потом вышла замуж, и муж меня оттуда забрал. Говорил, что там в основном офицеры и, в общем, мне там делать нечего.

 — Кого играли?

 — В спектакле «Ночные ведьмы» про летчиц отряда Марины Расковой у меня была роль младшего лейтенанта Ветровой.

 — Вы легко переехали в Москву?

 — Оксана поступила в Ленинградскую академию балета, и отец поехал туда. Надо было зарабатывать, и муж быстро нашел работу — руки-то золотые. Потом заболел Женя. Я думала, все обойдется, но муж позвонил: «Срочно выезжай, иначе потеряешь сына». Я в три дня уволилась и поехала в Москву. Женя заболел сильно: аппендицит плюс в больнице ему занесли гепатит. Врач, кстати, не скрывал, что это его оплошность. Мы тогда, конечно, судиться не стали, выходить бы. Сыну был нужен режим, хорошее питание, а он только закончил учиться у Табакова, жил в театральном общежитии. Я на все это посмотрела: кругом чужие люди, он тут никому не нужен… И осталась. Правда, поначалу думала, что поживу пару месяцев и уеду, но так получилось, что осталась насовсем. Хотя, бывает, и сейчас говорю: «Жень, отпусти».

 — Про ваши телефонные перезвоны легенды ходят.

 — Где бы он ни был — за границей ли, здесь ли, — Женя мне обязательно звонит, и не один раз в день. И я такая же. Мне все равно, где он, с кем он, но он должен позвонить, потому что мне нужно слышать, что с сыном все в порядке.

 — Тамара Петровна, но ему же сорок лет!

 — Сорок не сорок, для меня же он все равно мой мальчик, сын. Ведь случись чего, даже в Москве, и не будешь знать, в каком районе искать, город-то огромный. Я никогда не полезу в жизнь моих детей, не буду мучить расспросами, но я должна знать, где они находятся. Такой уж я человек. С Оксанкиным мужем, кстати, мы большие друзья, но без дела я никогда к ним не прихожу. Вот если дочь позвонит, попросит посидеть с малышом, тогда обязательно приеду. Я и Женьке говорю, что никогда не полезу в его жизнь, но если уж ты сказал, что выехал домой, будь добр приехать. Да я могу и в четыре утра позвонить и спросить, куда он делся. Он мне: «Мам, ну чего тебе не спится?» А как я могу спать? Потому что надо предупреждать, что передумал домой ехать или задерживаешься. А ты говоришь — сорок лет. Дети есть?

 — Есть.

 — Вот доживешь до моего, и посмотрим, будешь ты на их сорок лет смотреть или нет! Кстати, он сам меня приучил к тому, что часто звонит. И когда Женька вдруг пропадает, я понимаю, что все не так, как всегда, и от этого нервничаю. Наверное, все мамы разные.

Маленькие детки

 — Внуков хочется?

 — А как же не хочется! Я и Жене говорю: успеть бы на внуков посмотреть! Он отвечает: «Успеешь. Все будет нормально, мам». Мне ведь 64 года, и все идет к одному, поэтому надо иметь семью, чтобы кто-то ждал. А то придет в холодные стены, и горе тогда будет большое. Сейчас встречается с одной, может быть, все получится. Но я ни о чем не расспрашиваю, не лезу.

 — Я к чему спросила, в одном из последних интервью народный артист Миронов неожиданно сказал о своем желании иметь детей.

 — Сейчас на Оксану посмотрел, какая у нее круговерть идет, и немножко поостыл. Говорит, не думал, что дети так тяжело вырастают. Я смеюсь. А Оксанка действительно скоро от ветра качаться начнет, крутится-вертится. На одних руках тяжело. Днем я приезжаю, а ночью-то не могу.

 — А няню нанять?

 — Как можно? Это же чужой человек.

 — Помните фильм «Где находится нофелет?»? Кажется, такие мамы, как вы, устраивают смотрины всякие. 

 — Никогда. Если кого-то приводит, я даже ни разу не расспрашивала, кто и откуда. Я могу только спросить, хочет ли девушка есть, и чай подать или обед. Все. Это только его проблема. Жене ведь не восемнадцать. И мне кажется, он слишком требователен, что ли, или чересчур многое в женщинах видит. Почему-то мне думается, что, пока он востребован, сын вряд ли решится завести семью. Надо было в молодости жениться, когда ничего еще в жизни не соображаешь. А Женька мне на это всегда говорит, что если б женился, то уже развелся бы, потому что все так делают.

 — Чем вы его кормите?

 — Все самое обыкновенное: и кашу может съесть, и яичницу. Да ты посмотри на него — бегает, как кузнечик, и все равно боится лишний раз поесть.

 — Диеты, что ли?

 — Да нет. Хотя колбасу с утра есть не будет. Он ведь как говорит: «Мам, ну куда ты столько положила? Ты же знаешь, я сейчас снимаюсь, боксера играю». Так ведь боксом последнее вытрясется!

 — С кем ваш сын дружит?

 — С Меньшиковым, с Вовкой Машковым. Мы когда в общежитии жили, а у Вовки же матери не было, так я всегда старалась его накормить. С тех пор и дружат.

 — Каким вы его видите лет через десять?

 — Хорошим режиссером и хорошим человеком. Хочу, чтоб он не менялся и остался таким, какой он есть сейчас, — внимательным, интеллигентным, чутким. Снимать кино и помогать людям — это здорово. Недавно была третья акция (имеется в виду Акция по поддержке российских театральных инициатив, придумана Мироновым для поддержки провинциального театрального искусства. — Е. М. ). Я очень горжусь, что он за это взялся.
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993