Имена

Евгений Миронов: «Сейчас гораздо сложнее, чем в сталинские времена: много мелких бесов»

Алла Архангельская, ВАШ ДОСУГ, 2.02.2006
Ради съемок в телефильме Глеба Панфилова «В круге первом» по роману Солженицына Евгений Миронов прервал даже репетиции такого важного для себя спектакля, как «Господа Головлевы» Кирилла Серебренникова. А потом и вовсе назвал Глеба Нержина — главного героя «В круге первом» — самой важной своей ролью, а процесс съемок — едва ли не самым интересным событием в жизни.

 — Вас не удивляет, что тема сталинских репрессий в последнее время стала как-то уж очень популярна? Ведь все вроде бы прояснилось и разоблачилось лет 15 назад.

 — С одной стороны, это так. В 90-е годы все, кому надо, прочитали и Гросмана «Жизнь и судьбу», и «Детей Арбата» и тот же «Архипелаг ГУЛАГ». Но с другой, дело даже не в репрессиях. Это ведь вечные темы — человек в экстремальной ситуации, ему надо выжить и при этом остаться честным человеком. Я говорил на эту тему с Натальей Дмитриевной Солженицыной (женой Солженицына). На самом деле, сейчас гораздо сложнее, чем в то время. Тогда не было столько пены и шелухи. А сейчас вроде бы и жизнь мирная, но вокруг — соблазны и мелкие бесы. И потом, каждый день все равно приходится делать выбор, который, в сочетании с другими факторами, изменяет твою судьбу. Конечно, незаметнее, чем в сталинское время, но от этого еще сложнее.

 — Почему роль Нержина вы назвали самой сложной для себя?

 — Я имел в виду не по литературному материалу — роль Гамлета, например, сложнее. Или роль Иудушки, которого я сейчас играю. Сложность была — нащупать характер этого человека, Глеба Нержина, сугубо положительного героя. Самое страшное в том, что он не очень интересовал автора романа. Солженицын ведь, по сути, описывал самого себя. А сам себе он не очень интересен. Ему интересны другие. Поэтому вдохнуть жизнь в такого персонажа — сложнее всего. А наделить его какими-то нафантазированными качествами я тоже не мог. Ведь есть реальный человек, Александр Исаевич, с которым я не так уж близко и знаком. В романе же мало информации. Поэтому приходилось очень трудно. Нужно было сделать так, чтобы Нержин не получился ходульным и примитивно положительным человеком.

 — Солженицын как-то редактировал вашу игру?

 — Нет, конечно. Мы только встречались, и я какие-то вопросы ему задавал. А потом он увидел фильм и остался доволен.

 — Кстати, Солженицын заметил, что фильм вообще не исказил его роман. А вы как считаете? Можно ли по телевизору в рейтинговое время показывать сложные произведение и при этом не пытаясь их сделать более, что ли, попсовыми?

 — А вот в этом и проявляется мужество и культура режиссера и руководителей канала. Они не стали заманивать зрителя фокусами и шоу, хотя это отчасти и необходимо. Сейчас ведь все гоняются за рейтингом. А честно пересказать историю — очень мужественный поступок. Они не стали рассчитывать на сиюминутный успех, чтобы рейтинг был сегодня, а через год смотришь и никто уже не помнит фильм. Ну и что? Мы возьмем «Войну и мир» и также эффектно и одноразово ее снимем. Панфилов 30 лет хотел снять «В круге первом». Как вы думаете, нужны ему эффектные ходы? Нет.

 — Будут смотреть фильм?

 — Трудно сказать. Телевидение — это, вообще, неисповедимая вещь. Мы, например, никогда не думали, что «Идиота» будет смотреть такое количество людей.

 — После недавнего «Мастера и Маргариты» все вдруг бросились читать роман. Как вы думаете, с Солженицыным это тоже случится?

 — Безусловно. В какой-то степени мы этим, что ли, актом привлечем внимание к книге.

 — Почему вы отказались сниматься в «Мастере и Маргарите»?

 — Мне там нечего играть. Повторяться в Иешуа или Иване Бездомном я не захотел. А кроме ни и нет ничего.

 — В «В круге первом» очень много верных исторических деталей — газеты, юбилейная монета? Это важно?

 — Это очень помогает при раскрытия характера. Например, Нержин собрал радиоприемник. Точно так же, как в то время. Обстановка, которая меня окружает — книги, блокноты, газеты — все это не бутафория, а настоящие предметы того времени. И даже мой рабочий стол хоть подделка, но очень точная подделка. В фильме много таких — точных — вещей. Это как момент истины. Как в фильме «В августе 44-го». Нельзя врать ни в чем.

 — Тема репрессий как-то коснулась вас или вашей семьи?

 — Нет.

 — А какая была самая сложная сцена?

 — Актерски ничего не было сложного. Сложно — образ сделать живым. Обычно это происходит в какие-то определенные моменты, причем зачастую — без слов. Например, когда Нержин отвечает отказом. Его хотят оставить в шарашке и заставить работать на систему. А он говорит «нет», тем самым подписывая себе смертный приговор. Система приходит к нему в лице его старого учителя, которого играет Михаил Кононов. Эта сцена была для меня поворотная. После нее я стал въезжать. Я сижу в шарашке, а он на воле. И он приходит ко мне и говорит: вот, есть задание, хорошо бы ты его сделал. Такая простая вещь — согласиться, и через 2 года меня вообще, может, выпустят. А за это время я могу чаще видеться с женой. Мне как человеку это очень понятно. Я представляю, перед каким выбором стоял Нержин. Тут же между ним и между учителем образовалась пропасть — как во «Властелине колец». Выбор — колоссальный. Человек выбирает судьбу. Но не просто — там, зарплату ему повысят или понизят. А - жизнь или смерть. И даже не моя, а всех моих близких. Одним словом он разрубал и свою судьбу, и судьбу своей жены. Она, конечно, его не дождется, выйдет замуж за другого. Вот это «да» или «нет» — эти секунды для меня были самыми важными. Что в такие моменты происходит с человеком? Я, кстати, потому ради интереса спросил у Александра Исаевича — а что вы чувствовали, когда сказали «нет»? И он говорит — стало намного легче. И мне это очень помогло.

Шарашка — специальная тюрьма, где сидели и работали на систему советские ученые. Условия там были намного лучше, чем в обычных тюрьмах.
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993