Имена

Один, совсем один!

Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Гора надежд и упований родила антрепризную мышь весьма крупного размера. Между тем этот спектакль, первое детище недавно созданной артистом Евгением Мироновым Театральной компании, с легкостью можно было бы назвать «больше, чем спектаклем». Как поэт в России больше, чем поэт, так и выдающийся актер Евгений Миронов, соответственно, больше, ибо в последнее время проявил себя театральным организатором. Пока полным ходом шли репетиции «Фигаро», Миронов получил пост директора Театра Наций, здание бывшего Театра Корша и перспективу создания в нем площадки подлинно современного искусства. Так что, хочешь не хочешь, а «Фигаро» — буревестник будущих свершений в этом самом театре. Оставим в стороне шум, связанный с переделом театральной собственности. Попробуем сосредоточиться на творческой стороне акции. Если в здании в Петровском переулке отныне поселится яркая, молодая режиссерская мысль, зазвучит талантливый, современный сценический язык, то - вперед, граждане, «может, мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист». Театр, в конце концов, — жестокая вещь, и спор поколений — тоже вещь небезболезненная. Однако был бы спор… «Фигаро» пока что аргументами не запасся.

Неужто все, собираемое в компанию по антрепризному принципу, обречено на неизбежно мизерный художественный результат? Актеры в «Фигаро» жмут и плюсуют ровно так же, как жмут и плюсуют в трижды проклятых критикой опусах различных театральных агентств. Такой мощный идет «чес»! Да со звездами, да коротенько, на четыре часа, коих часть зрителей не выдерживает и ретируется после первого акта! Глядя на эффектные выходы Лии Ахеджаковой в роли Марселины или Авангарда Леонтьева в роли доктора Бартоло, на все их фирменные примочки, вспоминаешь затертую театральную аксиому: хороший актер отличается от плохого тем, что у него в запасе не один, но множество штампов. Отгадаем с двух раз: где любят эксплуатировать штампы хороших актеров? Правильно — в антрепризе. И тут надо вовремя оговорить главное — нет, дело, в сущности, не в том, что артист Евгений Миронов и режиссер Кирилл Серебренников сделали «Фигаро» именно в этой организационной театральной модели, дело — в качестве конечного продукта. Хотя предательские догадки посещали ближе к финалу, который затянулся и запутался в разработках отдельных побочных историй до невозможности: быть может, худруки Современника и МХТ как-то по-отечески лимитировали неуемные игры режиссера, оттого его репертуарные спектакли выглядят более стройными и законченными?

Однако, возразят автору этих строк, что вы все — о второстепенном и несущественном? Главное ведь что? Пьеса Бомарше переписана современным языком, действие перенесено в наши дни, и в этом должно быть некое современное звучание. Это правда, должно бы так и быть. Вот только современное звучание — вещь весьма коварная. Бывает, на артисте камзол с париком и говорит он шестистопными ямбами, но разит прямо в яблочко. А бывает, голова обрита, пиджак сегодняшнего фасона, штиблеты и все такое, а суть происходящего какая-то среднестатистическая, ни то, ни се.

Кирилл Серебренников и художник Николай Симонов помещают один безумный день из жизни Фигаро в давно ими облюбованные интерьеры советских апартаментов. Графиня Розина — Елена Морозова носит платья по моде 80-х годов (художник по костюмам Дмитрий Логинов), Фигаро заготовляет для свадебного стола тонны старомодного зеленого горошка и майонеза, а граф Альмавива — Виталий Хаев — тем временем обрит, как нынешний бизнесмен, и одет соответственно. И опять, Сюзанна — Юлия Пересильд ходит в короткой «пионерской» юбочке, а платье Марселины вполне подошло бы для современного торжества. Добавим электрогитары, при помощи которых молодежь графского дома изображает приснопамятные ВИА, двуспальную кровать эпохи профсоюзных санаториев и новейшего образца металлические вешалки для платья, чтобы окончательно закрыть тему времени действия. Не в этом, как говорится, дело. Тогда в чем?

В текстовой отсебятине, возможно (взят перевод Марии Зониной и многое переписано, а также дописано). В рассуждениях о дедовщине в армии (это по случаю призыва Керубино на военную службу). Или в крепких выражениях по разным поводам. Или в том, что ключевая, по мнению Фигаро, английская фраза на любой случай, звучавшая в оригинале как “God demn!”, превратилась в спектакле в “Fuck your”. Или в главном монологе Фигаро, где тема обличения сильных мира сего усилена размышлениями о войнах христиан с мусульманами и о свободе прессы. Знающим, как сочиняются капустники, хорошо знакома подобная ситуация. «Мозговой штурм» совершается примерно так: что там у нас на злобу дня, какие темы и выражения? Собираем, записываем и раскидываем по персонажам. По существу, «Фигаро» К. Серебренникова и есть капустник, только очень-очень длинный, недешево изготовленный и использующий солидную дозу того, что все-таки сочинил лично француз Бомарше. А самое грустное заключается в том, что все ходы и акценты в «Фигаро» приблизительны. Перед нами — приблизительно то, что давно уже делается в европейском театре, но без выверенной точности замысла и строгого отбора средств, наблюдаемых в его лучших образцах. Приблизительно то, что могло бы стать социально острой темой, если бы не досадная разбросанность в мыслях. Приблизительно искрометная комедия, если бы не бесконечные длинноты и тяжеловесные антрепризные штуки исполнителей. Елена Морозова и Виталий Хаев играют лучше, убедительнее, чем сам Евгений Миронов. Ибо, кто этот Фигаро — озлобленный современный парвеню или классический плут, ведущий многотрудную, горестную жизнь, так и не прояснено режиссером. Равно не определено и такое «незначительное» обстоятельство, как наличие любви к Сюзанне, двигающее, между прочим, у Бомарше весь сюжет. Более всего этот Фигаро озабочен сведением счетов с элитой, борьбой человека из низов за место под солнцем. Одинокий, упрямый, неулыбчивый, недурно играющий на фортепиано и поющий французские песенки, бедный парень избрал себе крепкую простонародную деваху Сюзанну, кажется, только потому, что не смог пробиться повыше. Маловато для такой личности, как Фигаро, — возьми хоть эпоху Бомарше, хоть наши дни. А уж о таких «мелочах», как феодальное право графа на первую ночь со служанкой, да в обстоятельствах конца ХХ века, и вспоминать не хочется. Чепуха какая-то получается.

И вообще, хотелось бы, наконец, ясности: мы все еще любим тот самый салат «Оливье», который весь день готовят и поедают герои спектакля, или пора уже его — в утиль, вместе с почтением к драматургическому оригиналу? А, может, мы уже полюбили салат «Цезарь», только вот готовить его пока не умеем, ингредиентов не знаем, и поэтому смешиваем сухарики с солеными огурцами и заправляем майонезом вместо сливочного соуса?
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993