Имена

В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
В ПОСЛУЖНОМ списке Антона Юрьевича Яковлева — две альма-матер (Школа-студия МХАТ и Высшие режиссерские курсы) и примерно поровну работ в кино и театре. В МХТ им. Чехова он выпустил уже второй спектакль, который вольно или невольно вступает на территорию, уже, казалось бы, занятую в сознании зрителя культовыми фильмами.
Первый раз это была «Крейцерова соната», теперь — чеховская «Дуэль», которой не избежать аналогий с «Плохим хорошим человеком» Иосифа Хейфеца, с актерской дуэлью Олега Даля и Владимира Высоцкого, получившего за роль фон Корена приз в Таормине.
Яковлев, кажется, вовсе не ставит перед собой цель полемизировать с фильмом, не чурается каких-то повторов.
Да и почему бы не повторить, к примеру, длинноволосый облик дьякона Победова (Валерий Трошин) — этого хиппи православной церкви с непобедимым бесенком живого любопытства в крови. Или опрятный облик фон Корена (Евгений Миллер) — пародию на тезис, что в человеке все должно быть прекрасно. Или физическую боль доктора Самойленко (Дмитрий Назаров), оказавшегося между молотом и наковальней — между непримиримыми врагами, каждого из которых он так хорошо понимает, да и попросту любит. Но история у него получается все равно другая.
Занавес из канатов, за которым ничего не скроешь, и скрипучая галька под ногами.
Ни деревца, ни намека на тень — жара, Кавказ, чужая земля. Воздух звенит от зноя, от заунывных звуков саза, от винного дурмана. Анатолий Белый — Лаевский — выстраивает свою игру на физиологическом состоянии взвинченных нервов, которые расшатывает все: духота, вино, притупленные желания, необходимость принимать самые важные в жизни решения, когда не можешь сосредоточиться на самой плевой работе. Душевная кардиограмма Лаевского почти полностью совпадает с атмосферными явлениями безжалостной природы. Истерический припадок приходится на пик духоты. Во время грозы он становится невольным свидетелем «измены» Надежды Федоровны. И точно вспышка молнии, озарившей каждую мелочь, он прозревает тоску этой женщины, ставшей нелепой и ненужной от его равнодушия. Послегрозовая прохлада дарит ему просветление мыслей и чувств, финальное приближение осени — долгожданный покой.
Его антипод фон Корен, напротив, метеоустойчивый субъект. Природа для него не катализатор душевных переживаний, а высшее проявление разума. Оправданно все то, что естественно, включая естественный отбор. Твердой походкой герой Евгения Миллера идет к логическому завершению своей теории — необходимости очистить природу и выстрелить в слабое, вредное, заразное существо, в Лаевского. Из последних сил он заставляет себя целиться в человека, который только что выстрелил в воздух. И промах, спровоцированный криком дьякона, не приносит ему облегчения: фон Корен честен перед собой и твердо знает — сегодня он стрелял именно в человека. И простить себе это невозможно.
«Дуэль» — мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. Елена Панова привычно хорошо (или хорошо, но привычно) играет святость в облике порока. А вот Ольга Васильева в роли попадьи становится одним из главных открытий, сыграв гротескную и очень узнаваемую персону, изнывающую от зависти к чужой любви, источающую злобу под прикрытием сердобольности.
И все же не любовная история, а мужская дружба становится главным мотивом этой «Дуэли». Дружба, которая не сложилась, возможность, упущенная навсегда, пролистанная страница, на которой было написано самое важное.
Пресса
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Бой с тенью, Афиша, 9.03.2005
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002